Роль предметно-развивающей среды в экологическом воспитании старших дошкольников с ТНР

0
921

Колесникова Светлана Ивановна
Смотрова Галина Викторовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа

МЕРОПРИЯТИЕ – «Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ» – формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Одной из ключевых задач педагогической работы в детском саду является гармоническое всестороннее развитие ребенка. Сюда включается и развитие у детей основ экологической культуры и сознания. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость от общения с природой.

 «Какой педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами». Каков человек — такова и его деятельность, таков и мир, который он создает. Нам надо брать самое лучшее у художников, музыкантов, писателей и поэтов, которые стремятся пробудить в душе лучшие чувства — доброту, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, вызывают желание защитить и помочь. Именно поэтому в экологическом воспитании и образовании вопросы воспитания через культуру и красоту должны стоять на первом месте [1, с. 50].

 Для ребенка речь педагога — эталон, образец, потому что способность к критическому анализу у них еще не развита. Чтобы научить ребенка тому запасу экологических знаний, который он должен иметь к моменту поступления в школу педагог должен сам владеть высокой культурой речи — уметь правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

Следуя примеру педагога, дети постоянно овладевают умением выражать свое отношение к окружающему. Умение ребенка воспринимать прекрасное в большей степени зависит от того, как идет процесс обучения. Наблюдая за работой педагогов, я вижу, что в нашем детском саду проводится целенаправленная работа по развитию речи с учетом экологического направления.

      В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми.

материалы в печатный сборник 

     Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу – это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека [2, с. 76].

    Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.

      Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту [4, с. 13].

      На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

      Обычно дети с речевыми нарушениями стараются замаскировать свой дефект. Боязнь трудных звуков, страх перед непониманием и насмешками окружающих приводят к тому, что ребенок старается упростить или ограничить свою речевую практику, следствием чего является задержка в формировании коммуникативных навыков и в психо-эмоциональном развитии. Поэтому очень важно, чтобы каждое занятие с такими детьми было эмоционально окрашено, вызывало у них живой интерес. Игровые занятия построены на основе знакомых детям упражнений, с использованием новой игровой мотивации и атрибутики и не требует специальной подготовки и детей, и педагогов. Объединение всех упражнений одним игровым экологическим сюжетом, позволяет повысить интерес детей к занятиям и одновременно решать задачи познавательного и развивающего характера. Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий. [1, с. 43].

  Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках [3, с. 50].

  Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: « В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом », « Путешествие по горам», « К бабушке на грядку» и т.д.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я – цветок ромашка», «Я – осенний дождь», «Я – маленький лягушонок», « Я- фермер» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. Предоставляют детям возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.

            Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видов деятельности.

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с. –
  4. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь