РОЛЬ МИНИ – МУЗЕЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анисимова Светлана Алексеевна
Беляева Галина Викторовна
Горяинова Любовь Петровна
воспитатели
МБДОУ ДС №27 «Берёзка»
г. Старый Оскол

 Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Роль музейной технологии в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников”

 

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая проводится во всех возрастных группах через разные виды детской деятельности. Как же помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.

Мы живём в непростое время. Всё труднее воспитывать у детей доброту  и милосердие, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, беседы. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужна  людям   доброта, любовь, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание  и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной    жизненной позиции и высокой нравственности – эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Как же помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.

Хорошим решением этой проблемы стала такая форма работы как создание в детском саду маленького музея. Наш  мини-музеи позволяет знакомить детей с историей нашей Родины, с военными действиями  в городе в период Великой Отечественной войны и реализовывать работу по патриотическому воспитанию. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет рос с трепетным отношением к тому героическому подвигу, который совершил советский народ в борьбе с фашистскими захватчиками. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов.

Наш музей с его разносторонней краеведческой и идейно-нравственной работой хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Мини-музей – это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная.

Рекламное сообщение  

Важная особенность мини-музея — участие в его  создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут  участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

 Цитируя В.В. Путина, президента РФ,  хочется отметить что «мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории,  а прежде всего, служить обществу и стране».

В мини – музее проводятся занятия: «Освобождение города», «Солдат войны не выбирает» и др. Они посвящены памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, воинам-интернационалистам, участникам Великой Отечественной  войны. Ежегодно в рамках проекта «Память» проводятся акции ко дню Победы «Спасибо, тебе ветеран». Ребята посещают ветеранов Великой Отечественной войны, дарят им подарки, сделанные своими руками

Оригинальность и уникальность работы  музея заключается в наличии  разнообразного материала: газеты, документы, фотографии, вещи, монеты, реликвии войны, желтые, потертые фронтовые письма.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музей». Но в создании мини – музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Без музея в детском саду сегодня не обойтись.

Во-первых, Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны.

Во-вторых, материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения и те, кто был до них, и воспитатели, и родители, и сотрудники детского сада. В-третьих, здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Одним – фотографии на стенде дорогих и близких людей, другим – история ВОВ, кто-то изучает монеты и старинные деньги и т.д. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность.

В-четвёртых, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого взаимопонимания.

Таким образом, возвращаясь к истокам культуры предков, мы  формируем у наших воспитанников знания о культурном наследии русского народа, прививаем любовь к Родине, воспитываем гражданско-патриотические чувства.

Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как  огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Посещение мини – музея способствует развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.

Список литературы:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. ЦТЛ, Москва, 2000г.
  2. Данилова Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М.:АРКТИ, 2004. – 184 с.
  3. Князева О.Л., М.Д. Маханева. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Издательство «Детство – Пресс», 2006г.
  4. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду; приложение к журналу «Обруч» – М.Липка – Пресс, 2010 г

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь