Роль художественной литературы о Великой отечественной войне в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Мальцева Юлия Васильевна
воспитатель
МБДОУ ДС №24 «Берёзка»
г. Старый Оскол

Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Нравственно-патриотическое воспитание через произведения художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, посвященные Великой отечественной войне”

Одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения состоит в воспитании любви к Родине, своему краю, в формировании у воспитанников высоких патриотических чувств, начиная с младшего дошкольного возраста. Знакомство с произведениями о Родине, позволяет сформировать у детей представления о подвигах наших предков в годы Великой Отечественной войны, воспитывать чувство уважения к соотечественникам, отстоявших нашу Родину в годы тяжёлых испытаний.

Большое значение в решении воспитательных задач имеет выбор правильного направления работы над произведением. Представления о Родине, о героических свершениях возникают у детей на основе ярких конкретных образов. Созданию у детей наглядного образа защитника Отечества способствует иллюстративная наглядность, репродукции с картин. В результате в сознании ребёнка должен сложиться обобщённый образ солдата – подлинного патриота, беззаветно преданного делу своих отцов и дедов, смелого, отважного, находчивого, доброго, готового в любую минуту прийти на помощь людям.

В процессе чтения и анализа произведения педагог помогает детям точнее и ярче представить те картины и образы, которые созданы автором. Анализируя события, сопереживая героям произведения, дети живут и  действуют вместе с ними. Очень важно, чтобы дети осознали, в чем проявляется героизм, поняли мотивы поступка – во имя чего совершались героические поступки, какие качества проявились в этом поступке, как поступок характеризует бойца. Отвечая на эти вопросы, а также раскрывая причины, побудившие совершать героические поступки, дети приходят к выводу об исключительной смелости, бесстрашии и находчивости русских солдат, их беззаветном служении своему делу. Дети приходят к выводу: если каждый человек будет предан своей Родине, то такую силу победить невозможно [1, с. 54].

Знакомство с произведениями, в которых прославляются подвиги наших людей в суровые годы Великой Отечественной войны: С. Михалков «Быль для детей», А. Кононов «Памятник», о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек, позволяет расширить представление старших дошкольников о том, какие качества нужны человеку, чтобы выполнить священный долг защитника Отечества. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева.

Вся работа должна быть направлена на то, чтобы воспитывать в детях активную жизненную позицию, сопереживания, к описываемым событиям. Поскольку дети получают представления о событиях, происходящих в годы Великой Отечественной войны, педагог продумывает приёмы подготовки детей к восприятию произведений, раскрывающих эти события. С этой целью предварительно родителям воспитанников предлагается собрать фотографии родственников, участвовавших в боевых действиях, иллюстрации, репродукции с картин, наглядные пособия, рисунки на эту тему.

материалы в печатный сборник 

Весь собранный материал педагог использует в беседе с детьми. Задача такой беседы – подготовить детей к восприятию художественных произведений о Великой Отечественной войне, создать представление о том, с каким злым и сильным врагом сражалась наша армия, кому она помогла избавиться от фашистских захватчиков, чем закончилась эта война. Возникающие у детей в процессе знакомства с произведениями о Великой Отечественной войне сопереживания воспитывают чувство гордости за наших героев, которые не жалели своей жизни ради мира и справедливости в отношениях между людьми. Красный флаг дети воспринимают как символ тяжелой борьбы, пролитой крови нашего народа. Переживая вместе с героями, дети проходят путь мужества, воли, горячей любви к Отечеству, осознавая ответственность за его судьбу, и это, способствует развитию у дошкольников чувства патриотизма.

Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними [2, с.22].

Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребёнок родился и вырос.

Список литературы:

1.Зацепина М.Б. Патриотическое воспитание дошкольников. / М.Б. Зацепина – М.:Мозаика – Синтез, 2008. – 54с.

2.Кубышкина Н.Д., Будякова Н. Л., Скарга Л. И. Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы // Н.Д. Кубышкина., Н.Л.Будякова., Л.И. Скарга «Молодой учёный». — 2018. – 22 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь