Ритмодекламация как способ развития звуковой и интонационной культуры речи

0
1813

Кривоногова Надежда Сергеевна,
музыкальный руководитель
Васютина Лариса Ивановна,
инструктор по ФК
Кудрявцева Екатерина Юрьевна,
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»

Старооскольского городского округа

ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год

НАЗВАНИЕ – «Ритмодекламация как способ развития звуковой и интонационной культуры речи ребенка дошкольного возраста в процессе организации музыкальной и двигательной деятельности»
РАЗДЕЛ – презентации
НОМИНАЦИЯ – «Мастер-классы по различным видам творчества»

Цель: создание условий для развития звуковой и интонационной культуры речи ребёнка посредством организации образовательных ситуаций с применением ритмодекламации.

Задачи:

  • организовать музыкальную среду и условия для развития звуковой и интонационной культуры речи ребенка дошкольного возраста в процессе организации музыкальной и двигательной деятельности;
  • познакомить педагогов с комплексом упражнений и игр с использованием ритмодекламации в образовательный процесс детей;
  • мотивировать участников мастер-класса на создание и использование в совместной деятельности с детьми применение ритмодекламации.

Оборудование:

Технические средства: мультимедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

материалы в печатный сборник 

Демонстрационный: мультимедийная презентация с содержанием применение ритмодекламации.

Раздаточный материал: грецкие орехи, стаканы, клавесы.

Практическая значимость: мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений использованию ритмодекламации в музыкальном образовании дошкольников, привить педагогам интерес к данной методики как к источнику учебной и музыкальной информации, оформления наглядных пособий.

   В ходе мастер-класса продемонстрирована технология изготовления и методы работы ритмодекламации.

Прогнозируемый результат мастер-класса: получение педагогами представлений о методике работы ритмодекламации в процессе музыкальной и двигательной деятельности.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный этап.

    Тема мастер-класса: “Ритмодекламация как способ развития звуковой и интонационной культуры  речи ребенка дошкольного возраста в процессе организации музыкальной и двигательной деятельности”.

     С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные и подвижные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

     Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, развивают речь. Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с ТНР. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.

    Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна: целенаправленное включение ритмодекламации обеспечит преодоление отставания в развитии музыкально-ритмических способностей у детей с нарушениями речи, повысит эффективность педагогической помощи, если она будет проводиться поэтапно, будет носить системный и дифференцированный характер с учетом структуры и степени нарушений речевого развития воспитанников. Ее использование в работе помогает формированию у ребенка естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале. Организация музыкальной и двигательной деятельности на основе синтеза слова, музыки, ритма и движений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей и развитию речевых навыков.

    Новизна заключается в  комбинировании элементов известных методик  и технологий, применение эффективных путей введения музыкально-ритмической и двигательной деятельности в образовательный процесс детей, осваивающих адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования повышения эффективности развития звуковой и интонационной культуры речи ребёнка с недоразвитием речи.

   Основной целью данной работы является создание условий для развития звуковой и интонационной культуры речи ребёнка посредством организации образовательных ситуаций с применением ритмодекламации.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1. Составить комплекс упражнений с использованием ритмодекламации для организации музыкальной и двигательной активности.
  2. Внедрить упражнения с использованием ритмодекламации в образовательный процесс детей.
  3. Использовать наряду с традиционными формами проведения музыкальной и двигательной активностями детей упражнения на ритмодекламацию.

   В современной педагогической методике дошкольного образования «ритмодекламация» рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и развития моторики у детей дошкольного возраста.

  1. Теоретическая часть.

   В основе ритмодекламации лежит соединение ритма и выразительного речевого интонирования. При этом поэтический текст очень тонко взаимодействует с музыкой, отражая малейшие изменения в настроении, характере музыкальной ткани, что многократно усиливает эмоциональный эффект от деятельности. Четкая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма, что благоприятно сказывается на развитии речи.

      Разработано немало эффективных способов применения ритмодекламации на музыкальных и физкультурных занятиях. Предлагаем вам рассмотреть простые и занимательные игры, которые можно сделать самим и применять на занятиях. Условно мы  разделили игры и упражнения на 5 групп: речевая игра с движением, речевая игра со звучащими жестами, речевая игра с музыкальными инструментами, коммуникативная игра, упражнение на развитие дыхания.

Речевые игры с движениями.

“Барабек”.

Цель: совершенствование умения выразительно декламировать стихотворения. Развитие связной речи, познавательной активности, общих речевых навыков,  речевого слуха, творческих способностей.

Речевые игры со звучащими жестами.

“Путешествие в лес”.

Цель:  развитие слухового внимания, к способности звукоподражанию. Обучение к ритмичному отстукиванию и проговариванию знакомых слов в тексте. Разучивание разных ритмических рисунков, коррекция мелкой моторики рук.

Речевые игры с музыкальными инструментами.

“Веселые Клавесы”.

Цель: развитие чувства ритма, речевых интонаций голоса. Развитие мелкой и крупной моторики. Развитие творческих способностей детей.

Коммуникативные игры.

“Песенка моя”

Цель: развитие координации движения, умения правильно воспроизводить ритм на музыкальных инструментах со словами песни, ритмично отхлопывать ритм. Развитие групповой сплоченности, внимания, наблюдательности.

Упражнение на развитие дыхания.

Упражнение “Пропевание гласных звуков”.

Цель: развитие правильного речевого дыхания на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь