Речевые игры с детьми раннего возраста в летний период

0
343

Глушкова Юлия Владимировна
учитель-логопед
Федосеенко Татьяна Тихоновна
Щербина Любовь Степановна
воспитатели
МБДОУ д/с № 46
г. Белгород

 материал принимает участие в в ШЕСТОМ Всероссийском летнем образовательном форуме «ЛЕТО – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ»

Речевые игры с детьми раннего возраста в летний период

Все свои действия мы сопровождаем речью, ее можно собрать как пирамидку, она будет состоять:

  • Фонетика (звуковая сторона речи)
  • Фонематика
  • Лексика (активный и пассивный словарь, который зависит от возраста, общих представлений об окружающем мире)
  • Грамматика (умение грамматически правильно оформлять речевые высказывания)
  • Связная речь (отражает логику мышления ребенка, умение осмысливать воспринимаемое и выразить его правильной, четкой, логической речью)

Представленные виды игры подойдут как для индивидуальных, так и для подгрупповых занятий с детьми раннего возраста и помогут решить ряд задач в игровой форме.

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Примеры игр:

материалы в печатный сборник 

Игра «Чей голос?»

Ход игры: педагог воспроизводит звук голоса животного, ребенок называет кто это. Можно слушать голоса животных в аудиозаписи.

Свинья –хрюкает Корова – мычит. Овца – блеет. Утка – крякает Петух – кукарекает

Игра – упражнение «Скажи по-разному»

Цель: учить произносить звуки и слова, изменяя их характер, тембр и эмоциональный окрас; развивать фонематическое восприятие.

Ход игры: педагог объясняет, что один и тот же слог может звучать по-разному, показывает это, а потом ребёнок самостоятельно выполняет упражнение.

МУ – голодная корова просит есть МУ – маленький теленок

МУ – папа бык  МУ – корова зовет теленка Аналогично: ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ

Игра «Найди животное»

Цель: учить различать неречевой звук по акустическому признаку (громкость), анализировать и правильно принимать решение; совершенствовать фонематическое восприятие.

Ход игры: ребёнок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, например бубна или колокольчика. Чем громче звучит бубен, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.

  1. Запуск речи

Слова доступные для ребенка. Мы подобрали слова 1-3 типа слоговой структуры по теме «Ферма» (петя, цыпа, зая, сено, рыба и т.д.)

Перед началом игры даем животным клички Мотя (поросенок), Маша (корова) Цыпа (цыпленок)

Понимание речи отгадай загадку, покажи отгадку:

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь. (Свинья)

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем ребятам

Молоко даёт. (Корова)

Игра «Звукоподражание»

Цель: стимулировать речевую активность ребенка.

Ход игры: играя с ребенком, взрослый должен активно и часто подражать различным звукам: «цып-цып» – курочка зовет своих цыплят; «бе-бе-бе» – блеет овечка; «хрю-хрю-хрю» – хрюкает свинка и т. д. Не просите ребенка сразу повторять за вами звукоподражания. После нескольких занятий он сам попытается повторить за вами. Можно вводить в сюжет дополнительных персонажей. Пример: лягушка – «ква-ква», петушка – «ку-ка-ре-ку», мышку и т. д.

Игра «Накормим и напоим животных»

Цель: стимулировать речевую активность ребенка.

Ход игры: Поросенку Моте даем яблоки, корове Маше груши и просим проговорить:

«На Мотя ешь, На Маша ешь» «Утя пей, Ципа пей»

Игра «Митя покатай»

Цель: стимулировать речевую активность ребенка.

Ход игры: Трактор Митя катает животных. Кого везет Митя? «Митя вези Мотю», «Кого везет Митя»

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи

Давайте узнаем какие животные живут у деда (бабы, дяди, тети) на ферме

Игра «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию. (Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)

Ход игры:

Хрюкает, роет? – Мычит, жуёт, ходит? – . (Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Игра «Подбери признаки»

Цель: упражняться в подборе прилагательных к существительным

Ход игры:

Корова – большая, ласковая, добрая, рогатая, бодливая;

Свинья – толстая, грязная; Овца – кучерявая, шерстяная, пушистая, добрая;

Кролик – маленький, трусливый, пушистый, красивый.

 

Игра «Кто где спрятался?»

Цель: учиться употреблять предлоги.

Ход игры: Взрослый просит ребенка найти животных и назвать где они спрятались.

Поросенок в луже

Лягушка в кувшинке

Утенок около озера

Корова за забором

Петушок на лестнице

Курица на сене

Овечка на поле

Игра «Кого не стало?»

Цель: учиться образовывать существительные в родительном падеже.

Ход игры: Взрослый прячет животное под платочек и задает вопрос «Кого не стало?»

  1. Развитие связной речи

Игра «Придумывание сказок и историй»

Цель: развитие фантазии и воображения, моделирование желательных образов поведения, развитие связной речи, эмоциональное раскрепощение, снятие психического напряжения. При рассказывании истории или сказки использовать ранее пройденные упражнения или игры.

Ход игры: «В маленьком домике, который стоял на опушке, жили-были… Просыпаясь утром, они выглядывали из окна и улыбались солнышку. Затем они умывались и делали зарядку и шли… .»

Несколько дней (и даже недель) можно рассказывать ребенку одну и ту же сказку с продолжениями, добавлять дополнительных персонажей (куклы, игрушки) .

Составление рассказа:

 Цель: развивать связную речь, активизировать словарь детей по лексической теме «Домашние животные».

Ход игры.   Предлагаем детям сочинить сказку.

Расскажите, какие животные здесь есть? (свинья, корова, курица)

Какие они? Опишите их. (Корова молочного цвета, у неё есть вымя, хвост)

Что делает каждый из животных? (Овечка ест траву, свинья купается в грязи)

(Сначала составляется рассказ группой детей, затем выслушиваются два – три индивидуальных рассказа).

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь