Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Развивающая среда в ДОУ-2022г.»
Караваева Ольга Рудольфовна
МБДОУ «Детский сад №230» г. Ижевск
Развивающий потенциал дидактической игры
Реализация в ДОУ дидактической игры «Круги Луллия»
В своей педагогической практике использую дидактические игры «Круги Луллия». На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка. Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для детей от 5-7 лет, по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений и проявлений, создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательных задач Данная методика – это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Меня заинтересовали круги Луллия и мне захотелось сделать их. И стала применять их в своей работе с детьми. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя окружающий мир.
Чем интересны эти игры? Они вносятэлемент игры в НОД, помогают поддерживать интерес к изучаемой теме, решают задачи развития детей в образовательных областях.
Область социально-коммуникативного развития: взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, регуляция собственных действий, развитие социального интеллекта и формирование готовности к совместной деятельности.
Область познавательного развития: развитие интересов детей, любознательности, овладение познавательно-исследовательской деятельностью, формирование представлений об объектах окружающего мира.
Область речевого развития: расширение и активизация словаря, речевого творчества, ознакомление с новыми словами и уточнение их значения, развитие общения детей в процессе игры.
Область художественно-эстетического развития: развитие восприятия детей, становление эстетического отношения к окружающему миру. В дальнейшем – реализация самостоятельной творческой деятельности.
Задачи при проведении игр:
- Создать атмосферу доброты и положительный эмоциональный настрой в группе сверстников.
- Развивать интеллектуальную сферу, мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое мышление.
- Развивать личностную сферу, адекватную самооценку, повышение уверенности в себе.
Игра «Дерево-лист-плод»
Цель и задачи:
– знакомство детей с деревьями родного края,
– учить детей подбирать листья, плоды деревьев;
– умение различать и называть листья, плоды знакомых деревьев;
– закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов, деревьев;
– развивать речь, внимание, наблюдательность, память;
Правила игры:
Предложить детям, правильно прокрутив круг, подобрать соответствия и назвать и закрепить знакомые деревья.
Игровые действия:
1 вариант – ребенок выбирает и называет дерево, находит соответствующий лист и плод.
2 вариант – отгадать загадку о соответствующем дереве, найти его, описать
3 вариант – один ребенок загадывает плод или лист дерева, а другой должен подобрать 2 оставшиеся части загадки.
4 вариант – составить с детьми сначала предложения по типу «На дубе созрели жёлуди», а затем составить небольшой рассказ, например: какие птицы прилетают на то или иное дерево.
Игра по ФЭМП «Весёлый счёт»
Цели и задачи:
- Знакомство детей с числами от 1 до 8, закрепление цифр и числового ряда в пределах 8.
- Закрепление обратного и порядкового счета, соотнесение числа и количества.
- Развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать через обучение счетным операциям с помощью дидактической игры.
Правила игры:Считаем точки на спине у божьих коровок и соединим их с нужной цифрой.
Игровые действия:
1 вариант. Начиная с цифры 1, находим нужное количество точек у божьей коровки и соединяем.
2 вариант. Называем число и ищем коровку с соответствующим количеством точек в обратном порядке.
3 вариант. Загадывая число, находим нужную коровку и число на листе, называем «соседей» заданного числа.
Игра «Читаем по слогам»
Цели и задачи:
Поддержание интереса к чтению. Закреплять навык чтения слогов. Упражнять в умении читать слова из двух слогов. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания.
Правила игры: раскручивая круг, ребенок должен найти правильный слог.
Игровые действия:
1 вариант. Читаем все слоги, пробуем составить слова.
2 вариант. Используя картинку и слог на маленьком круге, находим соответствие.
3 вариант. Можно предложить составить смешные слова.
4 вариант. С помощью слов составить «Цветные» предложения. Например: «В огороде поспела жёлтая репа», «Нам купили разноцветные шары», «Расцвела красная роза».
Ожидаемые результаты:
- У детей разовьется:
– интеллект, мыслительные умения, мышление;
– личностная сфера, адекватная самооценка, уверенность в себе.
- Дети научатся:
– поддерживать положительный эмоциональный климат в группе сверстников;
– анализировать предметы на сенсорной основе;
– группировать предметы по общим признакам;
– самостоятельно придумывать реальные и фантастические задания;
– подчинять свое поведение коллективу сверстников
- У детей появится интерес к чтению