Развитие творчества дошкольников посредством составления загадок

Чижова Ирина Ивановна
МБДОУ «Детский сад № 41 «Лесная сказка»
город Лесосибирск

КОНКУРС – Самая интересная презентация
НОМИНАЦИЯ – Мастер-класс педагога ДОУ с презентацией
ТЕМА – «Развитие творчества дошкольников посредством составления загадок»

 

В ТРИЗе существует понятие – психологическая инерция. Что же это такое?

Вы, наверное, много раз сталкивались с таким явлением, что приступая к решению новой задачи, мы невольно пытаемся применить уже известные нам решения. Эта «услужливая» память подсказывает пути, ранее используемые нами, то есть заставляет идти по «проторенной дорожке». Вот это-то явление и получило название психологическая инерция.

Таким образом, психологическая инерция – явление, при котором  непроизвольно используют известные решения, методы, действия и т. д., опирающиеся на предыдущий опыт, и это явление мешает человеку мыслить нестандартно.

Пример: однажды провели такой эксперимент. Запуская студентов  по одному в аудиторию, просили их назвать великого русского поэта.  И как выдумаете, что вышло? Входившие в аудиторию последние студенты недоумевали, почему над ними все смеются, когда они называют великого русского поэта А.С. Пушкина. Оказывается, при ответе большинство студентов называли именно это имя.

Рекламное сообщение     

Вот пример проявления психологической инерции  в работе с детьми. Задайте детям такую задачу: Летели над морем два голубя. Устали, опустились на воду отдохнуть, а потом полетели дальше. Сколько времени понадобилось голубям на отдых?

И дети начинают предполагать, какое же количество времени нужно птицам на отдых, не видя подвоха в задаче.

Вы, наверное, помните пример из соц. сетей, про девочку, решавшую задачу про грибы в бочке. Как долго пришлось добиваться маме, чтобы она увидела несоответствие условия и её ответа: в бочке осталось 24 огурца. (Видимо засаливать огурцы в бочке привычнее, чем грибы).

Такие «лжезадачи» – «лжезагадки» для детей вы можете найти в брошюре Анны Михайловны Страунинг «Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии».

А вам я тоже хочу предложить разминку:

  1. Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько времени будет спать профессор? (1 час, т.к. будильник не различает, где утро, а где вечер)
  2. Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы? (Нет)
  3. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом? В каком месяце есть 28 число? (во всех)
  4. Одинокий ночной сторож умер днём. Дадут ли ему пенсию? (Нет)
  5. Горело 7 свечей. Три погасло. Сколько свечей осталось? (3) и т.д.

Вы знаете, что аббревиатура ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач.

 И чтобы снизить уровень психологической инерции детям можно предлагать задачи, имеющие несколько решений.

Например, «Дана линия. Как сделать эту линию короче, не стирая и не зачёркивая её?».

Ответы:

  • – нарисовать рядом линию длиннее, тогда та станет короче;
  • смыть её водой, если линия нарисована краской;
  • – если линия нарисована ручкой и продолжена ручкой, чернила которой исчезают;
  • – отрезать  ножницами;
  • – согнуть лист, чтобы линия стала короче;
  • – заклеить полоской бумаги и т.д. (эти же условие не оговорены в вопросе задачи).

А вот эту задачу по стихотворению Ирины Токмаковой вы можете предложить решить детям:

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез.

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

 Где прячется птица и зверь?

И куда за грибами теперь?

Вопрос: Что могло случиться?  (забыли нарисовать, нарисовали, а потом всё закрасили, лес накрылся шапкой-невидимкой, приходила фея и укрыла лес от лесорубов   или экологическая ситуация сегодняшнего  времени: лесорубы просто  спилили все деревья, что тогда делать? и т.д.)

Вы все знаете давнишнюю загадку, которую вам загадывали в детстве:

«Зимой и летом одним цветом», и мы дружно отвечали: «ёлка!». А ведь к этой загадке подходит множество ответов: сосна, кедр, пихта, злёная тетрадь, стол и т.д.

Хорошая загадка  не только позволяет решить множество методических проблем от систематизации предметов и явлений до развития ассоциативного мышления. Загадка – это настоящее высокое творчество, доступное дошкольникам и доставляющее ребёнку, решившему или создавшему её настоящую радость.

Я хочу предложить вам несколько способов составления  загадок.

1 способ. Создание самых простых загадок

Цель: систематизация предметов по признакам.

Чтобы загадать какой-нибудь предмет, его надо описать по форме, цвету, сравнить его размер с размерами других предметов и сказать, из чего он сделан.

Алгоритм: определить предмет или объект, назвать форму, цвет, размер, материал (вещество),  функцию.

Например: «Прямоугольная, зелёная, большая, сделана из дерева, раздвигается» (кровать). Круглый, красный, маленький, пластмассовый, прыгает (мячик).

2 способ. Создание загадок про похожести и непохожести.

Цель: развитие ассоциативного и творческого мышления, умения сравнивать предметы и явления.

Опорная таблица 1

На что похожеЧем отличается
На балерину

На зонтик

На гриб

Неживой

От дождя не укроет

Несъедобный

Составим по ней загадку: как балерина, но не живой, как зонтик, но от дождя не укроет, как гриб, но съесть его нельзя. Что это?  (настольный маленький волчок)

Составляя загадку, надо обратить внимание детей на необходимость искать важные, существенные отличия, а не любые.

Опорная таблица 2

Какой (Что делает)Что такое
Светит

Тает

Капает

Лампа

Снег

Дождь

Получим загадку: светит, а не лампа, тает, а не снег, капает, а не дождь (свеча).

Опорная таблица 3

Какой (Что делает)Что такое
Говорит

Катится

Состряпан

Человек

Колесо

Булка

 

Загадка: говорит, а не человек, катится, а не колесо, состряпан, а не булка   (Колобок).

Опорная таблица 4

Какой (Что делает)Что такое
Маленький

Хитрый

Смелый

Гном

Лиса

Богатырь

Загадка: маленький, а не гном, хитрый, а не лиса, смелый, а не богатырь (мальчик – с пальчик).

Алгоритм: выбрать предмет (героя сказки), найти похожести и отличия.

3 способ. Дом загадочных частей.

Цель: знакомство детей с понятием подсистемы (частями) объекта, формирование способности выделять части внутри целого.

Перед этим хочу рассказать вам притчу.

Притча о слепцах

К слепым подвели по очереди слона и просили описать, что это такое.

Один из них потрогал ногу и сказал, что это что-то круглое и толстое, похожее на столб.

Другой потрогал хобот и сказал, что это что-то гибкое, похожее на змею.

Третий потрогал хвост и сказал, что это что-то тонкое, похожее на веревку.

Четвертый потрогал бок и сказал, что это похоже на стену.

 

 

Эта притча раскрывает суть способа.  Каждый из слепцов называет одну какую-то часть целого и всё это является слоном.

 С детьми проводится игра «Кто в домике живет». Ребёнок садится на стул перед домиком, выбирает предмет или игрушку  и в окно показывает только какую-то его часть, закрыв остальное, допустим, тканью. В окне появляется кольцо  ножниц, ухо слона, хвост собаки и т. д. Дети должны отгадать предмет.

 С другими способами составления загадок вы можете познакомиться из книг А.А. Нестеренко «Страна загадок», и книги С.И. Гин.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь