Аннотация к электронной игре «Развитие самостоятельной речи у детей с общим недоразвитием речи (1 уровня речевого развития) посредством компьютерного логопедического пособия «Мои первые слова» (формирование слов 1 типа слоговой структуры)»
Материал принимает участие во Всероссийском профессиональном смотре-конкурсе инновационных, практических и методических методов работы «СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ»
номинация – Развивающие игровые технологии
Ансимова Татьяна Владимировна
Потанина Наталья Анатольевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
г. Старый Оскол
В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Как показывает практика, в последнее время увеличилось количество детей, у которых общеупотребительная речь отсутствует. Таких детей чаще всего называют «неговорящими» или «безречевыми». Группа «безречевых» детей достаточно неоднородна (дети с сенсорной и моторной алалией, дизартрией, ринолалией, детским церебральным параличом и т.д.). Большинство этих детей имеют диагноз общее недоразвитие речи (1 уровня речевого развития) (далее – ОНР (1 уровня речевого развития)). Работа по коррекции речи таких детей представляет сложную проблему для специалистов, так как группа детей с речевыми нарушениями характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Проблема качественного обучения и воспитания детей с ОНР 1 уровня речевого развития является весьма актуальной и значимой в настоящее время.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в коррекционной педагогике. Опыт практической работы показывает, что компьютерные средства представляют для учителя-логопеда не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. В тоже время имеющиеся готовые игры и пособия далеко не всегда соответствуют целям и задачам коррекционной работы и индивидуальным речевым особенностям ребенка – логопата, поэтому авторы пришли к выводу о необходимости создания собственных компьютерных игр и пособий.
Цель данного пособия: коррекция нарушений развития речи детей с ОВЗ, имеющих общее недоразвитие речи 1 уровня речевого развития. Формирование слов 1 типа слоговой структуры.
Основные задачи:
- Формирование мотивационной основы речевой деятельности.
- Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка.
- Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи).
- Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.
- Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога).
- Совершенствование неречевых процессов.
Материал методической разработки рассчитан на 10-15 индивидуальных или подгрупповых занятий. На усмотрение учителя – логопеда, в зависимости от речевых и индивидуальных особенностей детей, материал может варьироваться и видоизменяться.
Основными преимуществами использования пособия на логопедических занятиях являются:
- — повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
- — обеспечение психологического комфорта на занятиях;
- — развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
- — совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
- — развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
- — совершенствование познавательной деятельности;
- — формирование личности ребёнка в целом;
- — повышение качества обучения и работоспособности детей – логопатов.
Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий позволяют поддержать интерес детей – логопатов на протяжении определенного отрезка времени. Яркое, эстетичное оформление, любимые сказочные герои, забавные зверушки и волшебная атмосфера с первых секунд прочно овладевают вниманием детей и делают занятие интересным и захватывающим. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. А простота в применении и разнообразие заданий позволяют эффективно использовать ее учителям – логопедам, работающим с дошкольниками, а также воспитателям, родителям вместе с детьми.
Применение компьютерных дидактических пособий по развитию самостоятельной речи у детей с ОНР (1 уровня речевого развития) в сочетании с традиционными технологиями позволяет оптимизировать процесс коррекции речи в целом.
Данная методическая разработка может быть использована в условиях групп компенсирующей направленности ДОУ, логопунктов ДОУ, школ, поликлиник, а так же в условиях дистанционного обучения.