Развитие самостоятельной речи у детей с общим недоразвитием речи

Аннотация к электронной игре  «Развитие самостоятельной речи у детей с общим недоразвитием речи (1 уровня речевого развития)  посредством  компьютерного логопедического пособия «Мои первые слова» (формирование слов 1 типа слоговой структуры)»

Материал принимает участие во Всероссийском профессиональном смотре-конкурсе инновационных, практических и методических методов работы «СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ»

номинация – Развивающие игровые технологии

Ансимова Татьяна Владимировна
Потанина Наталья Анатольевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
г. Старый Оскол

В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Как показывает практика, в последнее время увеличилось количество детей, у которых   общеупотребительная речь отсутствует. Таких детей чаще всего называют «неговорящими» или «безречевыми». Группа «безречевых» детей достаточно неоднородна (дети с сенсорной и моторной алалией, дизартрией, ринолалией, детским церебральным параличом и т.д.).  Большинство этих детей имеют диагноз общее недоразвитие речи (1 уровня речевого развития) (далее – ОНР (1 уровня речевого развития)). Работа по коррекции речи таких детей представляет сложную проблему для специалистов, так как группа детей с речевыми нарушениями характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Проблема качественного обучения и воспитания детей с ОНР 1 уровня речевого развития является весьма актуальной и значимой в настоящее время.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в коррекционной  педагогике.  Опыт практической работы показывает, что компьютерные средства представляют для учителя-логопеда не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. В тоже время имеющиеся готовые игры и пособия далеко не всегда  соответствуют целям и задачам коррекционной работы и индивидуальным речевым особенностям ребенка – логопата, поэтому авторы пришли к выводу о необходимости создания собственных компьютерных игр и пособий.

Рекламное сообщение     

Цель данного пособия: коррекция нарушений развития речи детей с ОВЗ, имеющих  общее недоразвитие речи 1 уровня речевого развития. Формирование слов 1 типа слоговой структуры.

Основные задачи:

  1. Формирование мотивационной основы речевой деятельности.
  2. Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка.
  3. Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи).
  4. Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.
  5. Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога).
  6. Совершенствование неречевых процессов.

Материал методической разработки рассчитан  на 10-15 индивидуальных или подгрупповых занятий. На усмотрение учителя – логопеда, в зависимости от речевых и индивидуальных особенностей детей, материал может варьироваться и видоизменяться.

Основными преимуществами    использования пособия  на логопедических занятиях являются:

  • —   повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
  • —   обеспечение психологического комфорта на занятиях;
  • —  развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
  • —   совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
  • —   развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
  • —   совершенствование познавательной деятельности;
  • —   формирование личности ребёнка в целом;
  • —   повышение качества обучения и работоспособности детей – логопатов.

Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий позволяют поддержать интерес детей – логопатов на протяжении определенного отрезка времени. Яркое, эстетичное оформление, любимые сказочные герои, забавные зверушки и волшебная атмосфера с первых секунд прочно  овладевают вниманием детей и делают занятие интересным и захватывающим.  Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. А  простота  в применении и разнообразие заданий позволяют эффективно использовать ее учителям – логопедам, работающим с дошкольниками, а также воспитателям, родителям вместе с детьми.

Применение  компьютерных дидактических пособий  по  развитию самостоятельной речи у детей с ОНР (1 уровня речевого развития) в сочетании с традиционными технологиями    позволяет оптимизировать процесс  коррекции речи в целом.

Данная методическая разработка  может быть  использована  в условиях групп компенсирующей направленности ДОУ, логопунктов ДОУ, школ, поликлиник, а так же в условиях дистанционного обучения.

Скачать: Ой!
Скачано: 30, размер: 31.1 KB, дата: 25 Окт. 2023

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь