Попова М.Н.
Глотова Л.Б.
Конради Е.В.
воспитатели
МАОУ «ОК «Лицей №3 имени С. П. Угаровой»
отделение дошкольного образования
«Детский сад «Теремок»
г. Старый Оскол
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, развитие речи детей, формируя специальные учебные навыки посредством развития мелкой моторики рук.
Слайд №1. Приветствие коллег педагогов.
Слайд № 2 Вашему вниманию представляем доклад из опыта работы на тему: «Развитие речи у дошкольников с использованием игр, способствующих развитию мелкой моторики рук». Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих плохо развитую речь.
Когда к нам группу пришли малыши ( 3-4) лет, обратили внимание на то, что у большинства воспитанников, плохо развита диалогическая и монологическая речь, недостаточен словарный запас, а наряду с ней недостаточно развита и мелкая моторика, которая представлена сложно скоординированными движениями кистей и пальцев рук при выполнении предметных и предметно-орудийных действий. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие трёхлетние дети не умеют держать ложку или держат её в кулаке, с трудом владеют кисточкой, карандашом и т.д. А ведь через несколько лет наши дошколята станут первоклассниками, где все эти умения будут им просто необходимы.
Слайд№3 Изучив большое количество литературы, выяснили, что специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, единогласно сошлись во мнениях, что развитие речи детей напрямую взаимосвязана с развитием функции руки. Мы пришли к выводу, чтобы у детей быстрей и эффективнее развивалась речь, необходимо систематически проводить работу по развитию мелкой моторики рук.
Слайд№4 В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторике рук. Постоянно искали новые пути создания такой предметно – развивающей среды, которая бы расширяла мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность.
Слайд №5 Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в процессе непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
Слайд №6 Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, мы использовали, как уже известные приемы, так и нетрадиционные. По сравнению с традиционными приемами нетрадиционные в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию. В своей работе часто использовали пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением, игры с песком, игры с магнитами, упражнения на прокатывание, шнуровку, упражнений с водой. Особый интерес дети испытывали при работе с различной крупой, прищепками, пуговицами. Деятельность по развитию мелкой моторики проводилась регулярно по блокам: НОД, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Слайд №7 Педагогический опыт подсказал нам, что, чего-то достичь невозможно без тесного сотрудничества с родителями дошкольников, которое позволяет выявить, осознать и решать данную проблему. Главная цель нашего взаимодействия с родителями дошкольников – дать родителям знания о воспитании их собственных детей, заинтересовать проблемой развития речи. Сотрудничество с родителями проходило через традиционные формы- родительские собрания, консультации, совместное изготовление работ к выставкам.
Слайд №8 Наблюдения показали, использование пальчиковой гимнастики и других видов упражнений для развития мелкой моторики дошкольников, способствуют развитию познавательной активности, развитию речи, творческих способностей детей. В результате использования традиционных и нетрадиционных приёмов у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получали при взаимодействии с внешним миром, расширяя словарный запас, развился навык игровой деятельности.
Слайд №9 Таким образом, мы пришли к выводу, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев, поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. У дошкольников наблюдались следующие изменения в речи:
- -звуковой строй речи стал более качественным, голос звучит чётко, ясно, появилась хорошая дикция;
- -дети научились вести диалог, рассказывать, пересказывать;
– пропала стеснительность; - -научились преодолевать трудности;
- – правильно строить предложение, текст;
- – точность, связность и выразительность речи;
- – дети научились договариваться между собой, помогать друг другу, уступать;
- – повысился уровень речевого развития.
Слайд №10 Спасибо за внимание!