РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

0
1053

Прокушева Ирина Юрьевна
Мелихова Дарья Анатольевна
воспитатели
Винникова Лидия Владимировна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 68 «Ромашка»
Старооскольского городского округа

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, поэтому педагогу необходимо создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста.

Основной целью работы для нас является — совершенствование речевого развития воспитанников с помощью игровой деятельности и ИКТ.

Задачи, которые были поставлены перед нами, для решения этого вопроса, следующие:

  1. Создание речевой среды, которая дает образцы языка.
  2. Развитие речевой активности детей через все виды деятельности (непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах).
  3. Создание в группе условий для речевой практики самих детей.

Речевой средой в раннем возрасте является, прежде всего, речь взрослых как в семье, так и в детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое мы осуществляем в разных формах в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий: с предметными и сюжетными картинками, с дидактическими игрушками, небольшие игры-инсценировки по произведениям устного народного творчества. Такое дидактическое общение дает возможность создать в группе речевую среду с высоким развивающим потенциалом.

Учитывая, что дети раннего возраста строят свои высказывания на основе готовых форм, подражают речи взрослых, стремлюсь использовать правильную образную речь, которая помогает детям познавать окружающий мир и освоить язык.

материалы в печатный сборник 

Для этого использую лучшие образцы родного языка, развиваю интерес и любовь к народным сказкам, потешкам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Первое знакомство малыша со стихотворными текстами обычно происходит при умывании, одевании, кормлении, во время игр с ним. Поэтому всегда сопровождаю свои действия и бытовые действия детей словами песенок и потешек. Дети постепенно начинают узнавать их, а затем приговаривать, повторять. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера, различные пальчиковые игры. Эти игры развивают у них чувство ритма, воображения, но главным образом вызывают веселье, доставляют радость от общения, развивают речевую активность.

Так же в работе с детьми используем загадки. С их помощью проверяется сметливость, оценивается знания, воспитывается пытливость ума. Загадки развивают мышление, фантазию, эстетическое и нравственное восприятие окружающего мира. В раннем возрасте они еще не могут разгадывать их самостоятельно, но считаю, что начинать обучать этому нужно начинать с раннего возраста. Главная ценность загадок — образность. Именно из-за яркой образности загадки использую как развлечение для детей. Подбираю яркие, понятные детям по смыслу загадки, текст читаю выразительно, эмоционально, сопровождаю его показом игрушки или картинки. Например, помещаю игрушечную кошку в маленький домик или красивую коробку. Затем, доставая игрушку, читаю загадку: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Мяу! Мяу!». А затем спрашиваю: «Кто это?». Если ребенок молчит, отвечаю за него: «Это кошка». Отдаю ему игрушку. Пусть он ее погладит, поиграет с ней. Так обыгрываю и другие загадки. Этот прием побуждает детей к пониманию речи, уточняет восприятие предметов, учит выделять характерные признаки предмета.

Одним из замечательных средств, для развития речи у детей младшего дошкольного возраста, являются ИКТ. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного с детьми материала.

Применение информационных технологий на занятия по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога.

Итак, использование средств информационных технологи позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка младшей группы достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы.

Внедрение инновационных ИКТ благотворно повлияет на развитие речи детей, на картину окружающего мира, логическое мышление.

На примере в своей работе мы использовали дидактическую игру «Фрукты Овощи» см. приложение 1

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь