РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ФГОС ДО
В настоящее время определены Федеральные государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является одной из главных задач деятельности любого дошкольного учреждения.
Деятельность педагога-психологастроится на основе анализа образовательной среды детского сада. Результаты наблюдений за деятельностью детей раннего возраста, результаты обследования уровня умственного развития детей 2-3 лет, данные психодиагностических исследований развития психомоторных навыков детей раннего возраста в детском саду выявили следующие проблемы и трудности в сфере развития психомоторных качеств детей раннего возраста:
- 40% детей имели низкий уровень развития психомоторных качеств: низкий уровень развития мелкой моторики рук, несогласованность действий обеих рук, недостаточный уровень развития координации движений, недостаточная заинтересованность в сотрудничестве со взрослым;
- 43% детей имели средний уровень развития психомоторных качеств;
- и только 17% детей раннего возраста имели высокий уровень развития психомоторных навыков.
Кроме того, результаты анкетирования родителей показали недостаточный уровень знаний об особенностях развития и воспитания ребенка раннего возраста в семье.
Педагоги отмечали увеличение количества детей раннего возраста с различными отклонениями в психомоторном развитии, являющемся одним из ведущих показателей физического и умственного здоровья детей. В этой связи особую важность приобретает развитие отдельных видов психомоторных качеств: координации движений и мелкой моторики рук.
Кроме того, по статистическим данным медиков увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, растёт количество детей от 1 года до 3 лет, имеющих различные отклонения в развитии, в том числе моторном. Отклонения в моторном, психическом, речевом развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывают трудности в овладении чтением, письмом и счетом, являются причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.
Таким образом, назрела необходимость создания развивающей психолого-педагогической программы, направленной на формирование и развитие психомоторных качеств, интеллектуально-личностного потенциала ребенка раннего возраста, а также повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей.
Цель программы: развитие психомоторных качеств (координации движений и мелкой моторики рук) ребенка раннего возраста в совместной деятельности со взрослым и сверстниками,а также формирование психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детей раннего возраста.
Задачи программы:
- Развитие координации движений детей раннего возраста за счет использования музыкально-ритмических игр.
- Развитие мелкой моторики детей раннего возраста за счет использования элементов Су – Джок терапии и продуктивно-творческих заданий.
- Психолого-педагогическое сопровождение родителей и воспитателей с целью обучения способам развития психомоторных качеств и навыков сотрудничества детей раннего возраста со взрослым и сверстниками.
Программа реализуется в течение 9 месяцев учебного года (с сентября по май).
Программа содержит два раздела: практический, в котором содержится работа с детьми и теоретический, включающий в себя работу с родителями и педагогами младших групп.
Практический раздел программы включает развивающие занятия с детьми с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие координации движений и мелкой моторики рук, а также коммуникативных навыков.В структуру занятия входят обязательное приветствие, сюрпризный момент или момент игровой мотивации, обыгрывание стихов, песенок, потешек. Координация движений, мелкая моторика, развитие коммуникативных навыков происходит через использование на занятии подвижных игр, пальчиковой гимнастики, игр с предметами, через применение Су-Джок массажёров, а также с помощью продуктивно-творческой деятельности.
Одной из нетрадиционных технологий является использование элементов Су-Джок терапии (“Су” – кисть, “Джок” – стопа). Применение Су-Джок массажёров способствует созданию базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и дает возможность для эффективной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей. Последовательное использование Су-Джок массажёров в работе с детьми активизирует развитие речи и мелкой моторики рук ребенка, согласованность действий обеих рук.
Структура развивающих занятий включает в себя:
1.Ритуал приветствия. Цель — настроить ребенка на предстоящее занятие, сформировать эмоциональный контакт. Неизменно каждое занятие.
2. Основная часть.
- игры и упражнения, направленные на познавательное развитие: развитие зрительного восприятия; развитие и коррекция слухового восприятия и внимания, развитие речи;
- игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики; развитие координации движений;
- продуктивно-творческие задания: рисование акварелью, лепка из соленого теста и пластилина, аппликация из цветной бумаги. Основная цель – познакомить детей со свойствами материалов и возможностями их использования, а также развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, творческих способностей.
3. Заключительная часть включает в себя ритуал прощания.
Многие игры и упражнения часто повторяются, что обусловлено особенностями восприятия детей раннего возраста.
В рамках теоретического раздела с родителями и педагогами проводятся мини-лекции, семинары с практическим показом способов и приемов развития познавательных психических процессов, психологическое консультирование. Теоретический материал представляется в доступной для родителей и воспитателей форме, затрагивая актуальные вопросы, связанные с особенностями развития детей раннего возраста и различными аспектами воспитания. В рамках программы разработан примерный тематический план занятий с родителями и педагогами. Занятия проводятся педагогом-психологом 1-2 раза в месяц в течение учебного года.
Практическая ценность занятий определяется следующим:
- Включение детей раннего возраста в совместную игровую деятельность со взрослым и сверстниками способствует развитию у них интереса к организованной двигательной деятельности.
- Использование элементов Су-джок терапии и продуктивно-творческих заданий на занятиях способствует развитию мелкой моторики рук ребенка раннего возраста.
- Повышение психолого-педагогической грамотности родителей и педагогов способствует осознанию ими важности совместной деятельности с детьми.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы организована следующим образом: комплекс диагностических методик проводится в начале и в конце реализации программы. На протяжении программы ведется системный мониторинг, позволяющий отслеживать изменения в развитии навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками, динамику в развитии координации движений и мелкой моторики рук. Текущий контроль включает в себя диагностические задания в процессе реализации программы, наблюдение за эмоциональным состоянием детей на каждом занятии, обратную связь, получаемую от родителей и педагогов.
Для оценки эффективности программы в качестве диагностического инструментария педагогом-психологом в начале учебного года и в конце реализации программы используется методика психолого-педагогического обследования детей раннего возраста Е.А. Стребелевой (диагностика проводится с согласия родителей).
Нами был разработан психодиагностический комплекс методик, позволяющий определить уровень развития психомоторных качеств у детей раннего возраста (координация движений, мелкая моторика):
- Для установления контакта с ребенком использовалась методика «Лови шарик», автором которой является Е.А. Стребелева.
- Для диагностики развития координации движений мы использовали методики следующих авторов: Т. Хелльбрюгге – «Покажи части тела»; Т.В. Галановой – «Покати ко мне мяч».
- Для диагностики развития мелкой моторики мы использовали субтесты из методики психолого-педагогического обследования детей раннего возраста Е.А. Стребелевой: «Конструирование из палочек», «Разборка и складывание пирамидки», «Разборка и складывание матрешки», «Нарисуй».
Родителям предлагается анкета, в которой они отмечают изменения, происходящие с ребенком за время посещения занятий.
Результатом реализации программы являются:
- Положительная динамика в развитии психомоторных качеств детей раннего возраста (координации движений, мелкой моторики), являющихся предпосылкой для становления двигательной культуры, успешного освоения графических навыков, что является фундаментом для подготовки детей к школьному обучению;
- Положительные изменения в личностном, эмоциональном, умственном развитии детей раннего возраста;
- Повышение компетентности родителей и педагогов в воспитании и развитии детей раннего возраста.
Таким образом, программа развития психомоторных навыков детей раннего возраста показала свою эффективность, что подтверждено результатами наблюдений, диагностического обследования и данными опроса родителей и педагогов.
Литература:
1.Алямовская В. Ясли – это серьезно. – М.,2000.
2.Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Метод, пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Экзамен, 2006.
3.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Метод, пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2007.
Томилова Ольга Викторовна, педагог-психолог
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС № 119 «Волжаночка» г.о. Тольятти