Развитие познавательного интереса c объектами неживой природы в разных видах деятельности

0
2335

​Воспитатель Мельникова Елена Ивановна. МБДОУ детский сад компенсирующего вида №32 «Дружные ребята» Старооскольского городского округа.

 

Экспериментальная деятельность позволяет интегрировать различные виды детской деятельности.

 

Наблюдение 

является одним из методов экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

При наблюдениях опираюсь на любознательность детей. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: “Что это?”, то в четыре уже появились “Почему?”, “Зачем?”, а в пять-шесть лет очень важный для развития “Как это происходит?”Например: «Почему лампочка светит?», «Почему свечка в банке гаснет?», «Как устроен компас?», «Как образуется тень?».

Исследователь Павлов И.П. считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение – очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом.

Труд

материалы в печатный сборник 

(например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Собирая осенью опавшие листья, обратили внимание на то, как падают листья в ветреную погоду и в безветренную. Сделали вывод: сила ветра бывает разной, которая способна передвигать предметы быстро, мелено.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность.

Игра тесно связана с детским экспериментированием.

Играя, можно узнать много нового, например: играя с машинами, железной дорогой дети узнают виды движения: прямолинейное, вращательное, по наклонной поверхности. Привести в движение машинку, находящуюся в покое, путем применения силы: толкать, тянуть, сделать поверхность наклонной. Вывод: тела движутся потому, что какая – то сила толкает или тянет их. В подвижных играх в беге на скорость по различной траектории движения, дети делают вывод: побеждает тот, кто бегает по прямой линии, потому что она короче, чем кривая.

Словесные игры: “Что лишнее?”, “Хорошо-плохо”, “Это кто к нам пришёл?” и др. развивают у детей внимание, воображение, память, повышают знания об окружающем мире.

Для более глубокого изучения темы: «Вода», «Воздух», «Земля» изготовила мини-макеты«Подводный мир», «Космос» и «Арктика».

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя: чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны, развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Например, при рисовании сюжетной картины дети изображают небо, используя несколько оттенков краски, разной формы облаков. На прогулке зимой из снега лепим различные фигуры, при этом изучаем свойство снега, на занятии рисуем на тему «Как мы играли на прогулке».

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, (С. Михалкова «Три поросёнка», Э. Прати «Звезды и планеты» и т.д.) с музыкальным и физическим воспитанием.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности использую эксперименты и опыты с объектами неживой природой, знакомлю детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов и т.п.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую активно использую, являются опыты. Их проводим с детьми, как на занятиях, так и в совместной деятельности в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием, выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом, тканью, бумагой и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме: “Волшебница Вода” проводили опыты: “Наливаем – выливаем”, “Снежинка на ладошке”, “Превращение воды в лёд”. В процессе организации НОД по теме «Упрямый воздух» дети узнают, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения,что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе микроскоп – очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь. Занятия с микроскопом помогают детям расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами.

Детям было очень интересно узнать, из чего состоят: домашняя пыль, кристаллики соли, сахара, соды, льда, камушки, песок. С каким удовольствием дети разглядывали воду из-под крана! Есть ли там что-то живое и почему?

Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей мною было проведено анкетирование родителей. По результатам анкетирования сделан вывод, что родителей заинтересовала данная тема. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию и понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывалось в следующих формах: Познакомила родителей с содержанием экспериментального центра в группе. Провела индивидуальную и групповую консультацию на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Вместе с родителями подобрали познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум); «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин); «Что такое, Кто такой» (А.Г.Алексин и др.); стихи, пословицы, загадки и т.д. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

Провела совместное познавательное мероприятие детей и родителей на тему: «Этот чудесный мир воды» (23 марта – День воды). В результате проведенной работы родители:

  • – научились организовывать элементарные эксперименты;
  • – оборудовали мини- уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;
  • – повысили уровень педагогических знаний.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь