Материал педагогов участвует в Международном фестивале патриотического и духовно-нравственного направления “Родная сторона”, конкурс “Моя малая родина”
Курьян Татьяна Валентиновна
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
г. Старый Оскол
Учитель-логопед
Методические разработки
«Развитие личности ребенка с ОВЗ, навыков общения, культуры поведения со взрослыми и сверстниками»
Дошкольный возраст – первая крупная перемена в жизни ребёнка. Потребность в общении у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Ранние формы социального взаимодействия во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к социальному взаимодействию, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты. Социальное взаимодействие – это необходимое условие успешного психического развития детей дошкольного возраста . Дети и подростки с ОВЗ испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку или взрослому. В связи с вышесказанным, нравственное воспитание детей и подростков с ОВЗ приобретает особую значимость.
С первых лет жизни ребёнку прививают навыки вежливого поведения. Учат его доброте, умению осознавать свои поступки. Ребёнок очень рано начинает понимать «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличает добро и зло, жадность и щедрость. Но, сталкиваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать моральные нормы, например: поделится с товарищем игрушкой, он поступает совсем наоборот. Нужно привить ребёнку, что бы он поделился игрушками, что жадным быть плохо. Культура общения – предусматривает выполнение ребенком с ОВЗ норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Так как дети, особенно в раннем возрасте, почти не воспринимают откровенные наставления, педагогические наставления нашла в сказках.
Сказка-первое художественное произведение, позволяющее пережить ребенку чувство сопричастности горю и радости героев. Страстно желать победы добра, она расширяет нравственный опыт ребенка. Многие дети после такого испытания резко меняли свое поведение, стали намного добрее, великодушнее, смелее. Книга стала помощником в работе не только с детьми, но и родителями. Были даны консультации «Воспитание примером», «Что значит «вежливый человек»». Ещё есть игра, именно она и стала добрым и надежным помощником в нашем деле. Одна из них это «День рождение Незнайки» помогла познакомить детей с особенностями возможностями здоровья с правилами гостеприимства, выработала умение дарить и принимать подарки. Известно, что все дети любят получать подарки. Они с нетерпением ждут своего дня рождения или новогодних праздников, потому что им в эти дни дарят подарки. Очень много игр можно проиграть. Игры направлены на развитие у детей способности воспринимать реальный мир, правильное поведение и общение. Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и менее важное значение для эмоционального развития детей. Огромная роль игры и в воспитательном значении – воспитывает желание помогать родителям, делать несложные покупки и общаться в совместной деятельности. Развитие личности ребенка, культуры поведения общения со взрослыми и сверстниками – важный процесс формирования личности, дошкольный период – это период первоначального становления личности.
Культурный человек всегда будет цениться, поэтому нужно воспитывать культуру поведения детей. Формирование у детей культуры поведения должно проводиться систематически, целенаправленно как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Таким образом, при воспитании культуры общения дети и подростки с ОВЗ учатся подчинять свое поведение правилам, познают правила общения с людьми, развивают свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения.
Список литературы
1.Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. – М. : Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1999
2.Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст] / Е. О. Смирнова. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с.
3.Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2006. – 384 с.