Колесникова Светлана Ивановна
Смотрова Галина Викторовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»
Детский сад это теплый дом, где его ждут,любят. Это дом, куда ребенок идет с большим удовольствием. Это дом, где его принимают, таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
Это светлый, радостный Дом счастья, Здоровья, Благополучия. Здесь все дети и взрослые заняты любимым делом они проявляют «сотворчество», «сотрудничество», «сорадость», где ценят каждого ребенка по достоинству.
Главной задачей развития одаренных детей является создания оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности. Для решения этой и других задач необходимо глубокое понимание, как самого феномена одаренности, так и возможных трудностей, которые часто приходится преодолевать на пути развития детской одаренности.[6]
Каждый ребенок имеет право развиваться в своем темпе он уникален и должен воспитываться по своей образовательной траектории. Наша задача — увидеть и поддержать задатки способностей детской одаренности как можно раньше.
Принципом ФГОС ДО является принцип индивидуализации. В его основе лежит создание таких условий для развития детей, которые соответствуют их возрастными и индивидуальными особенностями развития, склонностями, способностями и творческого потенциала. Именно поэтому, на сегодняшний день, становится актуальным вопрос о совершенствовании форм и методов, приемов работы с одаренными детьми.[1]
Мультипликационное кино, как вид искусства, обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Хороший мультфильм для ребенка – незаменимый источник знаний. Это уникальный тренажер для детской фантазии. Он может оказать неоценимую помощь в воспитании ребенка, в развитии детской одаренности.[3]
Мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками. Дает возможность самостоятельно создавать свои произведения искусства с помощью знакомого всем инструмента — компьютера. Который выступает не только как средство для игр и просмотра мультфильмов, но и способ создания чего-то нового, неизвестного.[5]
Мы живем в современном мире, и нас везде окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами – большую часть из которых занимает телевизионная система. Дети в дошкольном возраста ежедневно смотрят мультфильмы, и зачастую не осознают сложность создания их. Мотивировать детей на создание мультфильма всегда очень просто, и на предложение попробовать создать самим мультфильм и побыть в роли «режиссера» дети откликаются охотно.
Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволит:
– решать вопросы художественно-творческого развития дошкольников;
– расширять границы познания;
– формировать у детей способность разносторонне и вариативно рассматривать, осознавать и оценивать ситуации;
– расширять границы поиска решения поставленных задач за пределами мультипликационного пространства;
-а ктивно включать детей в процесс творчества, решать конкретные поставленные творческие задачи, а также самостоятельно ставить перед собой и раскрывать их на практике;
– формировать целостное гармоничное сознание дошкольника, позволяющее ему адекватно воспринимать произведения искусства, явления действительности, формировать эстетические оценки и предпочтения, а также активизировать свободу творческого проявления;
– создать особое образовательное пространство.
Чтобы грамотно построить свою работу по развитию изобразительного творчества у детей дошкольного возраста посредствам мультипликационного кино, мы опирались на ФГОС ДО, а также на методическую литературу: Куниченко О.В, Усова Ю.Н., Пахомовой Н.А., Халатова Н.В, Иткин В и др.
Работу мы начинали со знакомство с историей создания мультипликации. Затем знакомили детей с основными видами создания мультфильмов. Наша работа осуществлялась через игровые приемы и различные виды деятельности. К активному участию в обучении детей были привлечены их родители. Герои мультиков для ребенка – это большой авторитет (после родителей), своего рода пример для подражания, и мощное средство для воспитания! Любимые герои показывают пример для детей, как надо поступать в той или иной ситуации. Они развивают воображение ребенка, учат его сопереживать другим, учат справедливости. А уж если папа и мама найдут время чтобы обсудить с ребенком просмотренный тот или иной мультик, поиграть со своим ребенком, нарисовать мультфильма или попеть понравившиеся ему песенки из фильма, то польза от просмотра возрастет в несколько раз. Да и родители смогут больше узнать о собственном ребенке, что тоже немаловажно.
Всю работу по созданию мультфильмов мы разбили на несколько этапов, в каждом были разработаны конспекты, подобраны приемы, средства и методы взаимодействия с детьми. На первом этапе подготовили материально-техническую базу, создали необходимые условия.
На первых занятиях дети узнали, что такое мультипликация, познакомились со знаменитыми мультипликаторами и способами создания мультфильмов. На практических занятиях стало понятно, что детей наиболее увлекла предметная мультипликация, оформленное в виде Фиолетового леса, а также героев технологии. Их сюжеты отличались нестандартностью мышления, высоким уровнем творческого воображения. Еще одной особенностью в процессе разработки сюжета было, то, что дети демонстрировали высокий уровень межличностного взаимодействия.
Разработав линию сюжета, мы перешли к достаточно сложному и интересному этапу — раскадровке. Она позволяет проявлять детям развитость логического мышления, умение вычленять основное из фона, демонстрировать нестандартность идей. В процессе работы дети самостоятельно выбирали способ деятельности, распределяли роли в создании мультфильма, руководствуясь адекватной оценкой, как своих способностей, так и каждого члена коллектива
Следующим процессом создания мультфильма была съемка. Дети осваивали в опытной и экспериментальной деятельности, применяя поисковую деятельности познавали, как правильно выставить кадр, проверить его чистоту, сделать нужную подсветку. Так же у дошкольников была возможность примерить на себя различные роли — мультипликатора, аниматора, оператора, режиссера, звукорежиссера. [2]
Последним шагом создания нами мультфильма была озвучкаю. Она придает яркий и эмоциональный окрас сюжету нашего мультфильма. Дети старались озвучивать эмоционально, они понимали что все зависит от правильности постановки голоса, умения им владеть. Для более качественного и эмоционального уровня озвучки, мы активно работали с нашими музыкальными руководителями.
Результатом нашей работы стало:
Проявление умения детей выражать свои чувства средствами искусства, эмоциональной отзывчивости, развитие мышления, воображения, развитие личностных качеств.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников, стала активнее проявляться творческая самостоятельности, а также активности в создании творческого образа, развитие мелкой моторики рук. У детей проявилась возможность проявить свои таланты, что дает новый импульс игровой деятельности детей. Развитие интереса детей к изобразительной деятельности.
С помощью различных видов искусств и активного включения в процесс творчества у детей происходит формирование умения передавать творческие замыслы.
Дети получил опыт сотрудничества в творческом процессе, улучшилось психо – эмоционального состояние детей, положительно улучшились отношения в группе детского сада.
Данная работа позволила развить и поддержать талант каждого ребенка, это можно говорить с уверенностью. В результативных достижениях наших выпускников в учебной деятельности проявилась эффективность деятельности с одаренными детьми.
Список используемой литературы:
- Анофриков, П.И. Принципы организации детской мультстудии [Текст] / П.И. Анофриков // Искусство в школе. – 2009, № 6
- «Виды анимации» [Электронный ресурс]
- Красный, Ю.Е., Курдюмова, Л.И. «Мультфильм руками детей» [Текст] / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюмова – М. «Просвещение» – 1990.