Развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку у дошкольников через игру-сказку

0
1352
Новичкова Маргарита Николаевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ № 34 «Детский сад № 64» г. Сызрань

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. У детей дошкольного возраста можно наблюдать зачатки эмоционального отклика на содержание литературного произведения (сказки), а также выражение сопереживания героям художественного произведения. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку.

В музыкальных играх-сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. В ходе игры дошкольники приобретают необходимые умения и навыки исполнительской деятельности (пение, ритмопластика), дети приобретают знания о музыке (композиторах, средствах музыкальной выразительности, особенностях художественного языка других видов искусства).

Музыкальная сказка, которую ребенок проживает в игровой форме, усиливает эмоциональный накал внешних и внутренних событий, вызывает эмоциональную отзывчивость к происходящему, учит мыслить позитивно, эстетически выражая эмоции и чувства. Я решила поставить с детьми музыкальную игру-сказку «Дюймовочка» по мотивам по мотивам сказки Г.Х.Андерсена.

Основной целью работы по созданию музыкальной игры-сказки «Дюймовочка» с детьми подготовительной к школе группы было развитие способности детей к свободному отражению своих впечатлений через творческую деятельность – пение, движения.

Задачи, которые я поставила перед собой:

  1. Развивать у дошкольников эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство.
  2. Развивать музыкально-слуховые представления: точное воспроизведение мелодий на слух, различать звуки по тембру, следить за развитием звука в динамике, определять характер звука и музыки в целом.
  3. Развивать чувство ритма через ритмично передаваемый характер образов сказки.
  4. Различать средства музыкальной выразительности, умение выразительно передавать характер музыки в движениях, образных танцевальных импровизациях, музыкальном интонировании голосом.
  5. Слышать начало и окончание музыкальных фраз, разделов, частей формы произведения, вовремя вступать со своей ролевой импровизацией в общий контекст музыкальной игры.

На подготовительном этапе я разработала сценарий, подобрала музыку, сама сочинила небольшие лейтмотивы для героев сказки.

На первом этапе познакомила детей с содержанием сказки. Отобрала несколько вариантов музыкальных характеристик каждого героя и предложила детям выбрать наиболее подходящее музыкальное произведение к тому или иному образу сказки. Определяли с детьми характер этих образов: Дюймовочка – нежная и ласковая, Крот – важный и самоуверенный, Жаба – целеустремленная и др. На этом же этапе предоставила детям возможность попробовать свои силы в создании ритмопластических образов героев сказки. Обсуждая варианты наиболее выразительных движений, соответствующих музыке и персонажу сказки.

Рекламное сообщение     

На втором этапе (поисково-творческом) решала задачу вслушивания в музыку, различения и запоминания музыкальных характеристик образов сказки, поиска вариантов передачи настроения музыки в движениях. Все дети исполняли одновременно одну роль, каждый по своему «проживая» ее, выражая свое отношение, свои чувства и переживания. По ходу игры я с детьми обсуждала различные варианты наиболее выразительных «находок» в передаче образов сказки.

Творчество в музыкально-ритмических движениях зависит от имеющегося у детей «арсенала» навыков и умений, способствующих более быстрому и интересному освоению игры. На этом этапе дети менялись ролями, пробуя свои силы в создании всех образов сказки. С помощью упражнений дошкольники пополняли свой запас выразительных движений. Движения к танцам разучивала постепенно. Важно, чтобы при разучивании игры-сказки царила атмосфера эмоционально радостного, творческого поиска.

На третьем этапе (творческомдети выбирали себе роли. Сказку проигрывали фрагментами и целиком. На этом этапе дети уже овладели различными способами передачи образов, закрепляли и творчески применяли усвоенное.

Когда сказка усвоена, включаю ее в праздник или развлечение.

Таким образом, музыкальная игра-сказка «Дюймовочка» представляет собой игровой комплекс, созданный на основе сюжета волшебной или бытовой сказки. От традиционной игры-драматизации музыкальная игра-сказка отличается тем, что ее драматургической основой и эмоциональным стержнем выступает музыкальный образ одного или нескольких произведений, объединённых в единое игровое пространство. В процессе игры дети импровизируют с помощью музыкальных движений, ритмопластики, пантомимы, речевых диалогов, выразительно исполняют роли, вступают в игровое взаимодействие и диалоги с другими героями сказки и на основе активного восприятия музыки разворачивают сюжет игры.

Разнообразие игровых форм организации музыкальной деятельности детей позволяет, на мой взгляд, снизить дидактическую напряженность при построении современного педагогического процесса в дошкольном учреждении и вместе с тем эффективно решать важную и значимую задачу формирования основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь