Развитие духовно-нравственных ценностей посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям

0
1133

Сорокина Наталия Николаевна
Скибицкая Ирина Ивановна
Харитонова Татьяна Юрьевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 29 «Рябинушка»
Старооскольского городского округа

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

Традиция обладает странным свойством уравновешивать доброе и злое, сглаживать, примирять противоречия. Отказ от традиции – даже во имя свободы – оборачивается уничтожением норм человеческого общежития, разрушением более или менее приемлемых форм социального поведения.
Денис Драгунский

Дошкольное детство это время, когда необходимо начинать приобщать детей к истокам национальной культуры. Очень важную роль играет приобщение детей к народной культуре и традициям.

Детей необходимо знакомить с культурными традициями, которые чтят у нас в России и передают из поколения в поколения, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

В процессе воспитания в детях любви к Родине и национальным традициям, формируются духовно-нравственные качества, развивается личность детей. Поэтому нужно придерживаться цели гармоничного развития детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.

Народные традиции, обычаи, социально-этические нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка.

Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них уважение к своему народу. Для достижения лучшего результата созданы такие условия, которые предоставляют старшим дошкольникам возможность погрузиться в мир традиционного русского быта, русской культуры в целом.

материалы в печатный сборник 

Народное творчество раскрывает перед детьми дверь в мир прекрасного и доброго. Это развивает музыкальные способности и духовно-нравственные качества детей.
Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к русской народной культуре, конечно же, должно быть расширение знаний о своей малой родине, родной Белгородчине, изучение обычаев и традиций своего города, области, так как с ранних лет у детей развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своими корнями.

Белгородский край – настоящий кладезь народных обычаев, музыкального фольклора, художественных промыслов.

Слово «традиция»  означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Отголоски старины сохранились до наших дней вопреки всем событиям переменчивых веков. Это особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи, которые передаются из поколения в поколение. Музыкальное народное творчество дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа создана развивающая предметная среда: оформлен мини – музей предметов старины и народного быта.

Используемые народные игры способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. С детьми старшего дошкольного возраста организуются такие игры , как «Салки», «Колечко», «Заря» и др.

Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передается значительный объем знаний. Детям очень нравятся такие праздники, как Пасха, Рождество, Новый год, Масленица.

Сказки самый эффективный способ общения с детьми. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Например ребята старшего дошкольного возраста с большим удовольствием поучаствовали в сказке «Пасхальный колобок».

Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга.
Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности. Ни в одном другом жанре фольклора жизнь отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей.

Таким образом, народные традиции народов включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в праздниках.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.

Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
– создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
– привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
– создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
– установление сотрудничества с другими учреждениями.

Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. С воспитанниками 5-7 лет проводятся беседы о могуществе нашей страны, её богатстве, природе. Уделяется внимание знакомству дошкольников с тем, что на территории России живут люди разных национальностей и, у них есть свои обычаи, традиции и праздники.

Список литературы:
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М. : Учпедгиз, 1957 -240с.
2. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
3. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985 – №11. -С. 21-24.
4. Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю. Г. Круглов. – М.: Высшая школа, 1986 – С. 185-193.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь