Перцева Светлана Петровна
воспитатель
МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко»
Старооскольский городской округ
Материал участвует в Муниципальном практико-ориентированном конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ в рамках муниципального научно-практического семинара «Ранняя профориентация дошкольников»
«На златом крыльце сидели царь, царевич, король,
королевич, сапожник, портной, – кто ты будешь такой?»
Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни все не так просто.
Профессиональная деятельность занимает в жизни каждого человека важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Профессиональное самоопределение связано с развитием личности, то есть младший возраст является подготовительным.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Чтобы расширить знания о разнообразии профессий, было принято решение о разработке в МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко» детско-родительского проекта «Я как папа! Профессия моих родителей».
Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям. Анализ анкеты для детей «Профессии моих родителей» показал, что дети проявляют интерес к профессиям взрослых, но достаточными знаниями не обладают. Родители же в силу своей занятости не могут предложить детям ничего, кроме рассказов о профессиях мамы и папы, однотипными фразами – работаю на работе, а это значит, что ребята не смогут наполнить содержанием сюжетные игры.
А ведь склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. При разработке проекта нами были учтены условия региона, в котором мы проживаем. Город Старый Оскол – промышленный город, в котором активно развивается особая экономическая зона – металлургия. Задача воспитателей заключается в том, чтобы у детей сложились первоначальные представления о людях разных профессий, чтобы ребенок, находясь на ступени дошкольного детства, смог самоопределиться в своём регионе.
В совместной и свободной деятельности с детьми дошкольного возраста, через игру, игровые ситуации и приемы, возможно формирование знаний, развитие интереса к профессиям, что позволит ненавязчиво ориентировать воспитанников на будущую профессию. Инновационность данного проекта заключается в организации системы ранней профориентации детей на уровне дошкольного образования, позволяющей разрабатывать, апробировать и предлагать воспитанникам ДОУ инновационные модели погружения в профессиональную среду.