Барашкова Ирина Николаевна
Бражникова Елена Александровна
воспитатели
детский сад «Ягодка» ГБОУ СОШ № 11
г. Кинеля, Самарская область
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МАСТЕРСКУЮ ХУДОЖНИКА-СКУЛЬПТОРА
методическая разработка
непосредственной образовательной деятельности
для детей старшей группы
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- Знакомить с визуальным искусством «Скульптура» («Художественно-эстетическое развитие»).
- Продолжать знакомить детей с деятельностью скульптора («Художественно-эстетическое развитие»).
- Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «открытия» мира и самого себя («Художественно-эстетическое развитие»).
- Развитие образной речи и овладение литературным языком («Художественно-эстетическое развитие»).
- Активизировать словарь детей по теме: «Скульптура» («Речевое развитие»).
- Развивать культуру общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками («Социально-коммуникативное развитие»).
- Развивать умение выделять фигуро-фоновые отношения и определять положение в пространстве («Познавательное развитие»).
- Формировать творческое воображение детей при выполнении музыкально-ритмических упражнений («Физическое развитие»)
Форма проведения: игра-путешествие.
Методы и приемы:
- Практические: путешествие на поезде с остановками: «Наши любимцы», «Образы животных в скульптуре», «Скульптор и глина», «Мастерская Художника-скульптора»; дидактическая игра «Скульптор и глина»; лепка животного из глины; составление рассказов о своих домашних питомцах; музыкально-ритмическое упражнение «Расческа».
- Наглядные: просмотр слайдов с изображением скульптур разных художников–скульпторов; рассматривание фотографий и иллюстраций животных; рассматривание выставки скульптур малых форм.
- Словесные: беседа, чтение письма, рассказ детей о своей работе.
Оборудование и материалы: стулья по количеству детей; столы; видеопроектор; слайды со скульптурами находящимися на улицах городов России: «Медный всадник» Санкт-Петербурге; Скульптура «Медведь», «Коза с козленком» город Урюпинск; городская скульптура «Кот»; скульптура «Служебная собака» в городе Волгограде. Слайды со скульптурами, находящимися в музеях: «Деревянный слон» (В.А. Ватагин. Третьяковская галерея); скульптура «Конь» (И. С. Ефимов); Скульптура медведя в Русском музее города Рязани. Скульптура «глиняный медведь»); ноутбук; магнитофон; музыкальные диски; экран; фотографии и иллюстрации домашних животных; выставка мелких скульптур животных; письмо от художника–скульптора; заготовки из глины; стеки; салфетки; емкости с водой.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Музыкально-ритмическое упражнение. |
Игровая | Дидактическая игра, игровая ситуация. |
Коммуникативная | Ситуативный разговор, составление рассказа, вопросы. |
Музыкальная | Слушание музыкального сопровождения. |
Изобразительная | Лепка, мастерская по изготовлению скульптур. |
Логика образовательной деятельности
№
п/п |
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
1 | Приглашает детей в увлекательное путешествие в мастерскую к Художнику – скульптору.
Задает вопросы: «Как вы думаете, кто такой скульптор?» Воспитатель уточняет: «Правильно, это человек, который умеет изображать из разных материалов камня, дерева, металла – человека, животных». |
Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Дети отвечают на вопрос.
|
2 | Предлагает рассмотреть слайды с изображением скульптур разных художников-скульпторов, которые украшают города и находятся в музеях нашей страны. (Сопровождая каждый слайд небольшим рассказом об авторе, названии и места нахождения скульптуры, материала из которого она изготовлена).
Предлагает отправиться в путешествие к Художнику – скульптору, который умеет изображать животных из глины: «У нас на пути будет много остановок, поэтому вам надо быть очень внимательными. Итак, отправляемся в путь!» |
Рассматривают слайды со скульптурами разных художников-скульпторов.
|
3 | Выполняем музыкально – ритмическое упражнение «Расческа».
На первой остановке «Наши любимцы» предлагает детям рассмотреть фотографии и иллюстрации животных, которые они принесли из дома, и составить небольшой рассказ о них по плану: почему так названа кошка или собака, о любимой пищи выбранного животного, о необычных повадках, характере. |
Дети встают в две шеренге в шахматном порядке, затем по сигналу воспитателя дети в шеренгах встречным движением меняются местами.
Дети рассматривают и по желанию выбирают фото животных, называют их, составляют небольшой рассказ о домашних питомцах. |
4 | Предлагает продолжить наш путь, выполняя музыкально – ритмическое упражнение «Расческа».
Остановка «Образы животных в скульптуре». Предлагает посетить выставку скульптур малых форм, обращает внимание на то, что скульптура – это объемное изображение, предлагает рассмотреть их, как скульпторы создавали выразительные образы красивых животных в разных позах. (Грациозная кошечка, гордый орел, добрый медведь). Вместе с детьми делает вывод, что действительно всякое животное красиво по-своему и что животное – часть живой природы. |
Дети встают в две шеренге в шахматном порядке, по сигналу воспитателя дети в шеренгах встречным движением меняются местами.
Дети рассматривают и обследуют скульптуры.
|
5 | Продолжаем наш путь, выполняя музыкально-ритмическое упражнение «Расческа».
Остановка «Скульптор и глина». Предлагает сыграть в игру «Скульптор и глина». С помощью считалочки: «Дружно мы идем по кругу Раз, два, три, четыре, пять! Улыбнёмся мы друг другу, И скорей начнём играть». Выбирается «скульптор» и «глина». Изображение любого животного. Помогает детям в игре вопросами: «Вглядись в скульптуру животного кто? Какой? Сравни. Запомни. Назови позу, самую характерную его черту, объясни почему». |
Дети встают в две шеренге в шахматном порядке, по сигналу воспитателя дети в шеренгах встречным движением меняются местами.
Дети с помощью считалки выбирают сначала «скульптора» затем «глину». «Скульптор» лепит из «глины» животного, дети зрители отгадывают, сравнивают, узнают вылепленного животного. Затем меняются ролями. |
6 | Продолжаем наш путь, выполняя музыкально-ритмическое упражнение «Расческа».
Конечная остановка «Мастерская Художника – скульптора». Обращает внимание, на письмо, лежащее, на столе и читает, письмо от Художника скульптора: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я не могу вас встретить и быть с вами в мастерской. Я предлагаю вам на время самим стать скульпторами. Желаю вам удачи». Педагог беседует и задает вопрос: «Чтобы вспомнить, что такое скульптура, посмотрим на два изображения медведя: одно нарисовано на бумаге, другое вылеплено из глины. Какого же медведя мы назовем скульптурой? Верно, медведь, вылепленный из глины, будет называться скульптурой. Значит, вы понимаете, чем не похожа скульптура на рисунок или картину. Так в чем же эта «непохожесть»? Правильно, значит, скульптуры имеют ОБЪЕМ, их интересно смотреть, не стоя на одном месте, а в движении: сбоку, сзади – со всех сторон». |
Дети встают в две шеренге в шахматном порядке, по сигналу воспитателя дети в шеренгах встречным движением меняются местами.
Дети слушают сообщение из письма.
Дети слушают и отвечают на поставленные вопросы.
|
7 | Предлагает схемы для лепки, и воспользоваться заготовками, которые Художник – скульптор для детей приготовил из глины и сделать свою работу самостоятельно – вылепив животного, которое на протяжении нашего путешествия, понравилось больше всего.
Приглашает рассмотреть и рассказать о выполненных работах. |
Дети вспоминают знакомые способы лепки и лепят понравившегося животного.
Дети рассматривают и рассказывают о своих работах. |
8 | Предлагает вернуться в детский сад, выполнив музыкально – ритмическое упражнение «Расческа».
По возвращению в детский сад педагог предлагает пополнить выставку, организованную в группе, своими интересными мини-скульптурами из глины. |
Дети встают в две шеренге в шахматном порядке, по сигналу воспитателя дети в шеренгах встречным движением меняются местами.
Дети расставляют работы и делятся своими впечатлениями. |
Список литературы:
- Столяров Б.А. Музейно педагогическая программа «Здравствуй музей!» раздел «Мы входим в мир прекрасного» концепция, структура, содержание \ Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, А.Г. Сечин – изд.3-е исп. и доп. СПб..2008 г.
- Петровский В.А. Построение окружающей среды в дошкольном учреждении \ В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.Г. Стрельникова – М. 2013 г.
- Волков И.И. Восприятие произведение живописи и скульптуры. Художественное восприятие \ Под редакцией Б.С. Мейлаха – Л. 1971 г. с 281
- Кулочинская И.Л. Ребенок в музее – М. 2014 г. с 49
- Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия \ Под редакцией К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. – М. 2016 г.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ