Кухаренко Наталья Петровна
Усольцева Арина Юрьевна
воспитатели
Полякова Елена Валентиновна
учитель-логопед
МБДОУ № 15 «Теремок»
город Мыски, Кемеровская область – Кузбасс
Материал опубликован в журнале “Мир дошколят” № 3 (14) МАРТ – 2023 г.
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральными государственными требованиями, формирование изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в практике ДОУ является важной целью при подготовке к школе, так как создание изображения требует целого ряда навыков и умений.
Практика показывает, что у старших дошкольников с различными речевыми нарушениями, из-за специфических особенностей в развитии когнитивных процессов, комбинаторных навыков и мелкой моторики, существуют трудности в создании образа, передаче пропорций, свойств, качеств предметов и явлений. Рисунки, как правило, лишены объемности и светотени, а по форме приближаются к знакомым геометрическим фигурам. Живые объекты лишены какой-либо динамики. Перечисленные недостатки изобразительных умений затрудняют детям реализацию замысла, что отрицательно сказывается на их отношении к самому рисованию. Следовательно, возникает необходимость создания условий для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
В настоящее время в педагогическом процессе для формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста существуют различные пути, методы и приемы обучения детей рисованию. И одним из интересных является иллюстрирование произведений устного народного творчества.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» нацеливает нас на широкое использование произведений устного народного творчества в работе с детьми. И мы считаем, что проектный метод – это наиболее эффективный метод, который можно использовать при решении задач данного направления и поэтому разработали данный проект.
Представляемый проект был реализован в МБДОУ «Детский сад №15 «Теремок» с 01.10.2021 по 01.03.2022 учебного года. Проект определял ориентиры в художественно-эстетическом, социально-коммуникативном, познавательном и речевом развитии дошкольников. Актуальность данной темы на современном этапе, обусловлена необходимостью педагогического воздействия по развитию изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В контексте педагогического воздействия понимается система работы, основанная на процессе иллюстрирования произведений устного народного творчества.
Цель проекта: Создание условий для развития изобразительных умений и у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством иллюстрирования произведений устного народного творчества.
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: с 01.11.2021 по 30.03.2022гг (долгосрочный)
Состав участников проекта: воспитанники групп старшего дошкольного возраста «Звёздочка», «Родничок», «Пчёлка» с речевыми нарушениями, воспитатели, учителя-логопеды, родители воспитанников, социум.
Продукт проекта: дидактического пособие (рукотворная книга) «Путешествие по страницам разноцветного мира устного народного творчества»
Проблемная ситуация: недостаточный уровень развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи проекта: создать условия для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством иллюстрирования произведений устного народного творчества. Развивать воображение, любознательность, умения передавать в рисунке образы, пространственное расположение, пропорции и цветовые сочетания предметов и явлений окружающей действительности. Развивать способности у детей оценивать, сравнивать, выделять главное, составлять целое из частей, анализировать и классифицировать полученный материал, искать разнообразные пути решения. Формировать умения у детей наблюдать, фантазировать, решать проблемные ситуации; формулировать свои выводы и умение доказывать и защищать свои идеи. Воспитывать эмоциональный интерес к художественному оформлению рисунков в книгу.
Предполагаемый результат:
Улучшение в развитии изобразительных умений воспитанников. Развитие когнитивных способностей воспитанников в процессе ознакомления с русским народным творчеством. Обогащение знаний родителей о русском народном творчестве. Оформление рукотворной книги, как дидактическое пособие для развития речевых компонентов.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Методы и приёмы: Наглядный метод: Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам; рассматривание иллюстраций и книг русского народного творчества.
Словесный метод: беседы, чтение русских народных сказок. Практический метод: рассказывание сказок по мнемотаблицам, настольные и подвижные игр, рисование и проигрывание сказок.
Формы организации детской деятельности: Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Формы взаимодействия с педагогами: Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
Формы взаимодействия с родителями: Введение семей воспитанников в тему проекта. Беседа «Роль устного народного творчества в жизни дошкольников». Консультация для родителей «Почему нужно читать детям сказки». Памятки «Сказки – это важно!». Совместное чтение и разучивание произведений устного народного творчества. Семейное рисование.
Развивающая предметно-пространственная среда: Подборка книг устного народного творчества. Иллюстрации художников. Д/и «Угадай из какой сказки герой». Медиаресурсы: видео мультфильмов «Колобок», «Теремок» и др. Подготовленная презентация «Художники – иллюстраторы детских книг». Материалы для рисования и раскрашивания: Бумага, кисти, жёсткие кисти, банки для воды, ватные палочки. Подборка иллюстрации с изображением леса. Картинки к упражнению «Найди сходство и отличие». Д/и «Узнай эмоцию у колобка». Раскраски «Сказки». Мультимедийное и цифровое оборудование. Коллекция книг «Русские народные сказки». Раскрашенные силуэты животных. Вырезанные силуэты животных, деревьев, домика, бабки, дедки. Эскизы рисунков (деревья, лес, грустный и весёлый колобок) для проекта книги. Словесно-дидактические игры и упражнения: «Узнай и расскажи», «В гостях у сказки».
Работа над проектом осуществляется в ходе: образовательной деятельности воспитателей и учителей-логопедов; режимных моментов; в самостоятельной и совместной деятельности детей в пространстве РППС; сотрудничества с родителями.
Ресурсы проекта
Материально-техническое обеспечение:
Элементы РППС; Дидактические игры, настольно – печатные игры, познавательная литература; Проектор, телевизор; Картотека мультфильмов, аудио сказок и песенок по русскому народному творчеству.
Методическое обеспечение: Федеральные государственные образовательные стандарты ДО; Основная образовательная программа ДО; Рабочая программа воспитателя и учителя-логопеда; Н.Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
- Сбор информации, работа с методической литературой.
- Определение цели, задач, исходя из интересов и потребностей детей, содержания проекта и ожидаемых результатов.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Разработка паспорта проекта.
Основной этап проекта
ОО «Речевое развитие»
- – ОД «Путешествие по русскому народному творчеству»
- – Словесно-дидактические игры и упражнения: «Узнай и расскажи», «В гостях у сказки»;
- – Составление описательных рассказов по мнемотаблицам
- – Проигрывание сказок
Чтение художественной литературы:
Царевна – лягушка; Гуси лебеди; Маша и медведь; Теремок; Колобок; По щучьему велению и др.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- – Ситуативные беседы и темы для рассуждения: «Какие бывают сказки»; «Когда поют колыбельные?»; «Что такое небылицы»
- – Настольно-печатные игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Колобок», «Узнай сказочного героя» и т.д.
ОО «Познавательное развитие»
- -Беседа «Что такое русское народное творчество», «Какие бывают сказки?»,
- – Просмотр мультфильмов по русскому народному творчеству.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- – Рисование сказок
- – Рисование небылиц
- – Изготовление и раскрашивание пазл
ОО «Физическое развитие», «Здоровье»
- – Су-джок терапия по русским народным сказкам
- – Пальчиковый театр
- – Консультация для родителей на тему: «Что читать детям 5- 7 лет».
- – Консультации для родителей «Почему нужно читать детям сказки»
- – Памятки «Сказка – это важно!»;
- – Информационные рассказы детей об этапах деятельности для презентации книги.
Заключительный этап проекта
Итоговое мероприятие проекта: Презентация продукта практической деятельности рукотворная книга «Путешествие по страницам разноцветного мира русского народного творчества» для детей с нарушением речи, на муниципальном конкурсе «Маленький художник». Презентация для родителей «Как мы иллюстрировали книгу».
Продукт проекта: рукотворная книга «Путешествие по страницам разноцветного мира русского народного творчества» для детей с нарушением речи.
Итог проекта
Дети: В процессе использования иллюстративного рисования, мы наблюдаем качественные изменения в детских работах: дети правильно строят композицию, они выбирают разнообразные цвета, с интересом выполняют предложенное задание. Рисование выполняется детьми без затруднений. Работа проводилась с применением педагогической поддержки детей, с учетом принципов систематичности и последовательности.
Родители: В процессе реализации проекта родители погрузились в единый образовательный процесс и осознали важность устного народного творчества в развитие личных качеств детей.
Педагоги:
Повысили свой профессиональный уровень по теме: Проектная деятельность, как средство развития изобразительных умений и когнитивных способностей у детей дошкольного возраста.
Пополнили картотеки по теме проекта: Картотека художественной и познавательной литературы; Мультфильмы и аудио записи по русскому народному творчеству.