Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ

0
2294

Ручко Ирина Сергеевна
старший воспитатель
Медведева Анна Ивановна
Дудкина Виктория Сергеевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево»
Белгородская обл.

 Материал прислан и опубликован во Всероссийском сетевом журнале для дошколят, родителей и педагогов детских садов “Мир дошколят”  № 3(9) октябрь 2022 г. 

 

Согласно статистике Министерства образования РФ, каждый год число детей с ограниченными возможностями здоровья растет в среднем на пять процентов. По данным ЮНЕСКО в настоящее время в России живут более двух миллионов детей, которые имеют особенности в физическом или психическом развитии.

В государственных образовательных организациях, подведомственных департаменту образования Белгородской области, обучаются почти 9500 детей с особыми образовательными потребностями.

Когда в семье появляется ребенок, имеющий отклонения в психофизическом развитии, это создает сложную стрессовую ситуацию, нарушает привычную жизнь членов семьи и их межличностные отношения.

Поэтому сегодня все семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются психолого-педагогическом сопровождении, которое предполагает оказание психологической поддержки, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и оказание педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

Рекламное сообщение     

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья должно выстраиваться в соответствии с основными нормативными документами, которые представлены на слайде.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с этим, работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, уделяется большое внимание в дошкольных образовательных организациях.

Взаимодействие семьи и дошкольной организации основано на ответственном отношении к процессу социализации, воспитанию и обучению детей с ОВЗ.

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ – это особая категория семьи, требующая особого, повышенного внимания. Так как состояние здоровья малыша становится психологической травмой для родителей. Наблюдения свидетельствуют о том, что появление в семье ребенка с ОВЗ, меняет жизненный уклад семьи. В семье меняется психологический климат. Родители ребенка с ОВЗ сталкиваются с множеством трудностей и проблем:

  • – трудности принятия и осознания родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка,
  • – отказ от понимания проблемы – полное или частичное,
  • – трудности во взаимоотношениях членов семьи,
  • – не адекватные родительские позиции и установки,
  • – сложности с переживанием болезни ребенка,
  • – страх ответственности.

Учитывая эти проблемы педагогическому коллективу дошкольной образовательной организации необходимо выстроить модель взаимодействия с семьей, где родители, имея поддержку специалистов детского сада, выступают как союзники и полноценные активные участники процесса.

Цель сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ: организация психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для расширения социальной адаптации, активизации познавательной деятельности и реабилитации детей с ОВЗ.

Задачи:

  • – оказание поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (социальной, психолого-педагогической);
  • – организация и проведение социального, педагогического сопровождения ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями;
  • – активная поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Для организации работы специалистов ДОУ и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ выдвигаются следующие принципы:

  1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям. Поддержка семей строится с учетом личностных особенностей ребенка и родителей, обеспечение комфортных и безопасных условий.
  2. Гуманно-личностный подход – уважение и любовь к ребенку, оптимистическая вера в его творческие силы и потенциал.
  3. Принцип комплексности. Психологическая поддержка, как комплексная помощь всех специалистов дошкольной организации.
  4. Принцип доступности – организация психолого-педагогического поддержки с учетом возможностей ребенка и его семьи.

Процесс психологической поддержки родителей – это длительный и трудоемкий процесс команды специалистов.

Главная роль принадлежит психологу, он разрабатывает мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

Психологическая поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, выстраивается:

  • – на психологическом уровне (профилактика стресса, имеющего пролонгированный характер, который оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей);
  • – на социальном уровне (необходимость установления доверительно поддерживающих отношений между родителями);
  • – на соматическом уровне (необходимость прерывания патологической цепочки, которая от заболевания ребенка ведет к психогенному стрессу у матери (родителей), который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания).

Работа педагога-психолога предполагает: индивидуальные и семейные консультации, лекции, психологические разминки, тренинги для родителей и семей, родительские собрания, родительские чтения, практикумы, родительские вечера, дискуссии, круглые столы, посещение семьи и др.

Педагог-психолог выстраивает работу с родителями:

  • – повышая уровень компетентности родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений;
  • – стимулируя оптимальные взаимоотношения между детьми и их родителями через обучение эффективным способам общения.

Учитель-логопед, в свою очередь, являясь членом команды специалистов, реализующих психолого-педагогическое сопровождение, осуществляет коррекционную работу, нацеленную на преодоление возможных трудностей, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

Основной целью, деятельности учителя-логопеда в инклюзивной практике служит создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной речи, совершенствованию коммуникации детей с ОВЗ для успешной социализации.

Основные направления работы учителя-дефектолога включают в себя:

  • – развитие психомоторики и сенсорных процессов (развитие крупной и мелкой моторики, развитие графомоторных навыков;
  • – развитие тактильно-двигательного восприятия (кинестетическое и кинетическое развитие);
  • – формирование пространственно-временных отношений. Формируются такие понятия, как «право и лево», «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3- мерное пространство», восприятие пространства, восприятие времени и другое;
  • – умственное развитие. Корригируются и формируются ВПФ (память, мышление, анализ и синтез и др.);
  • – формирование представлений о предметах и явлениях. Развитие языковой способности: сенсорной основы восприятия словесной речи (зрительного, слухозрительного, тактильно-вибрационного),
  • – формирование разных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухозрительного восприятия, дактилирования, слушания).
  • – повышение требования к качеству чтения, возрастанию его роли в социокультурном развитии, а также привитие интереса к чтению и др.

Также коллективным субъектом инклюзивной практики, оказывающим психолого-педагогическое сопровождение, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Педагогов следует рассматривать как особых субъектов сопровождения, поскольку они сами непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты.

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)» воспитатели должны работать в тесном контакте с педагогом-психологом и другими специалистами, а также родителями (законными представителями).

На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планировать и проводить с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Педагоги должны знать педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию детей соответствующей нозологической группы.

В процессе беседы с родителями воспитатель выявляет особенности поведения и деятельности (как перемещается по помещению, какие предметы и действия оказываются значимыми, каким образом действует с предметами, как проявляются признаки пресыщения и т.д.). Важно отметить особенности контакта с членами семьи (старается ли держаться рядом, отслеживает ли то, где находится пришедший с ним взрослый, делится ли впечатлениями о новых игрушках, как реагирует на просьбы, какие средства использует при взаимодействии и др.) Особенности взаимодействия с новым взрослым (включается ли в совместную деятельность, в рамках каких видов деятельности это возможно, ориентируется ли на речь и т.п.)

В процессе наблюдений за ребенком и беседы с родителями педагог отмечает особенности психического развития (сколько по времени может заниматься интересным делом, какой темп деятельности, есть ли колебания настроения и т.п.); особенности деятельности (сформированность гигиенических навыков, приема пищи, уровень развития игровой деятельности, продуктивной деятельности, общение).

При организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ выделяют такие формы работы: индивидуальные и групповые занятия, домашние задания, самостоятельная работа.

Так можно выделить такие мероприятия в рамках приведенных форм работы как:

  1. – занятия, направленные на освоение родителями приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ;
  2. – занятия, направленные на обучение родителей приемам организации развивающих занятий с детьми (возможно участие педагога-психолога в качестве руководителя в совместной деятельности родителя и ребенка);
  3. – выполнение родителями домашних заданий совместно со своим ребенком;
  4. – самостоятельная работа родителей с литературой, позволяющей ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне.

Информационное образовательной пространство можно обозначить как одну из современных форм работы в рамках психолого – педагогического сопровождения родителей. Интерактивная поддержка родителей осуществляется посредством специальных сайтов для родителей, Skype-консультаций, ответов на вопросы родителей на сайте образовательной организации, индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений.

Хотелось бы обратить внимание на еще одну из форм оказания образовательных услуг семьям детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста, где дети по какой — либо причине не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня пребывания, является организация в дошкольных учреждениях Лекотеки.

Слово «лекотека» («Lekotek») произошло из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek» — «собрание», «коллекция».

создания Лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, организации дошкольного образования, поддержки развития личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также оказания психолого-педагогической помощи их родителям (законным представителям).

Основными задачами Лекотеки являются:

  1. – реализация образовательной программы, разработанной на основании особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
  2. – проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей с ограниченными возможностями здоровья;
  3. – обучение родителей (законных представителей), специалистов Учреждения методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  4. – проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи детей с ограниченными возможностями здоровья;
  5. – проведение психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья при наличии согласия родителей (законных представителей);
  6. – оказания содействия в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
  7. – помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
  8. – поддержание инициативы родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

Достижение целей и задач Лекотеки происходит в условиях индивидуальных и фронтальных занятий (продолжительность групповых занятий составляет от 1 часа до 1 часа 30 мин. в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей).

Групповую работу может проводить специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. При работе с группой от 4 до 6 детей, в число которых входят дети с выраженными нарушениями или сложной структурой дефекта, возможно одновременное участие двух разных специалистов.

Индивидуальная работа специалистов: педагога – психолога, учителя – дефектолога, учителя — логопеда с детьми может проводиться в присутствии родителей (законных представителей). Продолжительность диагностического сеанса с детьми может составлять не более одного часа.

При наличии у ребенка выраженного нарушения развития, не позволяющего регулярно посещать Лекотеку, предусматривается выезд специалистов (педагога – психолога, учителя — дефектолога, учителя — логопеда, воспитателя и др.) на дом. Продолжительность таких визитов может составлять не более трех часов. Один час используется для занятий с ребенком, остальное время на консультирование родителей (законных представителей). Для обследования семейных ситуаций, диагностики возможностей детей, анализа проделанной работы специалистам Лекотеки, допускается фиксирование индивидуальных и групповые занятий, консультаций на видеозапись. Целесообразность использования видеозаписи определяется самим специалистом и осуществляется только с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка.

Основные формы работы:

Диагностический игровой сеанс — представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном помещении. Специалист ведет наблюдение за происходящим. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам диагностического игрового сеанса составляется сезонный план сопровождения семьи. Во время терапевтического игрового сеанса (в пределах 30–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста Лекотеки с ребенком в присутствии родителей, а иногда — с их участием. В групповом родительском тренинге участие принимается добровольно.

Групповой родительский тренинг — это тренинг по общению, игре, ассертивности, арт – методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. При необходимости родителям предлагается участвовать в тренинге на основании результатов диагностического игрового сеанса.

Специалисты группы Лекотеки обязаны соблюдать требования конфиденциальности информации в отношении лиц, посещающих данную группу.

В рамках психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, выделяют следующие методы работы:

  1. Семейное консультирование, осуществляющееся по запросу одного или нескольких членов семьи и соответствующее всем требованиям.

Задачи психолого-педагогического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ:

  • – оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  •  – создание условий для решения личностных проблем родителей, оказывающих негативное влияние на воспитание и развитие ребенка с ОВЗ;
  • – определение родительской позиции; – определение способа взаимодействия родителей со своим ребенком;
  • – создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в области возрастного развития детей, психосоциальных особенностей развития ребенка с ОВЗ, воспитания и развития ребенка с ОВЗ;
  • – формулировка педагогического прогноза и др.
  1. Тренинговые занятия. Данные мероприятия могут осуществляться как по запросу семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, так и в соответствии с планом (программой) сопровождения семьи. Тренинговые мероприятия направлены в первую очередь на развитие коммуникативных навыков, коррекцию неадекватных стилей взаимоотношений, формирование навыков решения конфликтов и др.

Тренинг выделяют как одну из наиболее эффективных форм работы с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ и в контексте современного государственного образовательного стандарта.

  1. Психокоррекционные занятия направлены на коррекцию психического развития как ребенка с ОВЗ, так и родителей (законных представителей).

Задачи психокоррекционных мероприятий с семьей:

  • – создание условий для формирования новых жизненных целей родителей ребенка с ОВЗ;
  • – коррекция детско-родительских отношений;
  • – коррекция психоэмоционального состояния родителя;
  • – коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей в отношениях с ребенком с ОВЗ, с окружающими;
  • – гармонизация межличностных отношений между матерью и ребенком с ОВЗ, а также матерью ребенка с ОВЗ и членами семьи, и другими (посторонними) лицами.

Выделяют следующие психокоррекционные занятия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья: родительские собрания, обучение родителей эффективным элементарным методам домашней коррекции, индивидуальная работа с родителями, родительские конференции, родительские семинары, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, совместные занятия для родителей с детьми.

  1. Психопрофилактические занятия направлены на повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих ребенка с ОВЗ. Профилактическая работа представляет собой комплекс общедоступных мероприятий, направленных на поддержку семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, предупреждение дисфункций в семье, просвещение родителей.

Просвещение родителей как элемент психопрофилактической работы заключается в информировании и обучении родителей закономерностям развития ребенка, в том числе с нарушениями здоровья, а также формировании представления о типичных критических ситуациях и выхода из них, возрастных проблем, эмоциональных отношениях с ребенком с ОВЗ и их необходимости. В процессе профилактики особое внимание уделяется роли матери во взаимоотношениях с ребенком на ранних стадиях его жизни.

  1. Занятия в группах взаимопомощи (клубах общения и поддержки). Данные занятия осуществляются по запросу семей и несут характер неформальной помощи и поддержки. На данных занятиях родитель получает помощь и поддержку в атмосфере уважения и доверия от родителей со схожими проблемами.

Клубную деятельность в работе с родителями определяют как одну из самых эффективных и действенных. Клубная деятельность позволяет родителям обменяться личным опытом, получить поддержку, повысить педагогическую компетентность. В клубной деятельности, возможно, использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: посещение культурных учреждений, организация семинаров, тренингов, круглых столов, а также размещение личного опыта родителя в Интернет – пространстве, родительская оценка динамики развития ребенка и другие формы работы.

Выделяют следующие задачи клубной деятельности в работе с родителями детей с ОВЗ:

  • – Формирование навыков конструктивного общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • – Повышение психолого-педагогической компетентности.
  • – Осмысление родителями своих воспитательных позиций, особенностей родительско-детских и иных межличностных отношений, изменение стереотипов мышления и поведения.
  1. Досуговая деятельность. Совместная досуговая деятельность родителей и детей позволяет выработать навыки взаимоподдержки, коммуникативных умений, а также сплотить семью, сформировать позитивный семейные климат. Походы, развлечения, конкурсы, совместные прогулки с учетом особенностей развития детей, выставки детско родительского художественного творчества, совместные с детьми детско родительские субботники, трудовые десанты, дни открытых дверей – все это является примером совместной досуговой деятельности родителей с детьми.

Большинство из представленных выше методов работы, возможно, осуществлять в индивидуальной и групповой форме. Индивидуальная работа позволяет глубоко проработать проблему члена семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Групповая форма работа позволяет отработать навыки взаимодействия, получить поддержку и помощь участников группы.

Рекомендации специалистам, работающим с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

  1. Использовать, наряду с групповыми психокоррекционными занятиями, совместные занятия с каждым родителем и его ребенком.
  2. Использовать упражнения на расслабление, снятие эмоционального напряжения, отреагирование негативных эмоций, а также упражнения на позитивные изменения отношения к себе и своему ребенку.
  3. В работе с данной категорией клиентов применять техники поддержки, понимания и принятия, но не конфронтации, так как клиенты данной группы находятся в нестабильном эмоциональном состоянии.
  4. В групповой работе обращать внимание на самораскрытие и обмен опытом клиентов, так как данное обстоятельство очень важно для снятия эмоционального напряжения, изменения отношения к себе и ребенку.
  5. В работе с матерью и ребенком уделять внимание и учить клиентов позитивному общению и взаимодействию.
  6. В работе с матерью и ребенком обращать свое внимание и внимание клиентов на ситуации, говорящие о взаимонепонимании, конфронтации и конфликтности между матерью и ребенком и организовывать конструктивное обсуждение данных ситуаций и поведения друг друга.

В работе с матерью и ребенком отслеживать и информировать клиентов о качестве выполняемых ими актов взаимодействия, что послужит для них примером поведения и решения конфликтов в будущем.

Таким образом, реабилитация детей с ограниченными возможностями – это долговременный и многокомпонентный процесс, составляющими звеньями которого являются сам ребенок, компетентные, настроенные на положительный результат родители, специалисты на всем пространстве реабилитационного воздействия, с использованием всех возможных межведомственных связей.

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья

  1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  5. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

В результате такой работы родители учатся помогать ребенку, быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально – волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные, на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022г.);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 с изм. и доп., вступ. в силу с 21.01.2019 г.);
  3. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь//Вестник практической психологии образования-2008. – №4(17), октябрь-декабрь-С.81-86;
  4. Горшкова, Т.В. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование и воспитание. 2016. №5;
  5. Крушная Н.А. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст]: методические рекомендации /Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. унта, 2016. – 36 с.;
  6. Савина, Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. М.: Владос, 2008. 223 с.;
  7. Ткачева В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Москва, 2014. –С. 197-215.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь