Зиньковская О.М., воспитатель
Садовская С.С., воспитатель
Жупикова Л.И.,
инструктор по физкультуре
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
Секция – 1. Развитие гуманного отношения к окружающей среде
Проектная деятельность на платформе детского сада с вовлечением родителей в образовательный процесс (из опыта работы).
Основная форма жизнедеятельности ребенка – активность, которая является необходимым условием его развития. Но любой активности предшествует мотивация. С самого рождения ребенка окружает природный и рукотворный мир, который он стремиться познать, потому что им движет природное любопытство. Увидев что-то новое, неизвестное, ребенок стремиться потрогать, пощупать, исследовать. Выходя ежедневно на прогулку, на площадку детского сада, ребенок уже знает, кажется, на ней все: деревья, кустарники, веранда, горка, песочница… Все давно изучено, поэтому интерес к познанию у ребенка угасает.
Заинтересовать ребенка на познание окружающей действительности помогает игра, игровая проблемная ситуация, в которой предполагается оказание помощи литературному герою или просто животному, растению. Именно на данные особенности ребенка опирались педагоги при создании и применении такой формы вовлечения в процесс познания окружающего мира, как игровые поисково-проблемные задания «эко-загадайки».
Дошкольники среднего дошкольного возраста уже имели достаточный багаж природоведческих знаний, на который педагоги опирались при составлении комплекса последовательных заданий на прогулке.
В раздевалке появился стенд в виде почтового ящика с липучками, на который педагоги прикрепляли перед прогулкой, в тайне от детей, портрет или рисунок героя, приславшего эко-загадайку, которую дошкольники должны отгадать во время прогулки. Форма эко-загадайки менялась в зависимости от содержания, но всегда являлась логическим продолжением изученного материала во время организованной образовательной деятельности спроецированного на окружающий мир и предлагаемые программой виды наблюдений в природе. Если послание приходило от животного, то форма письма приобретало вид следа этого животного, если от растения – форма листа. Заданий эко-загадайке было несколько, но они предлагались детям последовательно: выполнив или отгадав одну загадку, они тут же получали следующее задание или вопрос. Например, дети увидели рисунок березки и рядом на ее листочке была написана загадка: «На пенечке, под листочком сидит старичок-лесовичок. Кто его находит, тот лучше всех считает». Выйдя на свой прогулочный участок, дошкольники разыскали игрушку старичка-лесовичка, в руке у которого была картинка березки. Беседуя с воспитателем, дети приходят к выводу, что им нужно сосчитать, сколько березок растет на участке (закрепление счета). На самой дальней березке, которую дошкольники сосчитали последней, висела ленточка. После выполнения всех запланированных заданий педагог побеседовала с детьми о березках. Как бы невзначай педагог вынула из кармана еще одну красную ленточку и предложила поиграть в хороводную игру «Веселая карусель».
В зимнее время дошкольники разгадывали послания от птички-невелички (воробья): «Коричневый комочек по снежку прыгает, весело чирикает, крошек ожидает». Выйдя на улицу, дети не обнаружили прыгающих воробьев, но нашли 2 кормушки, которые необходимо было собрать и повесить. А корм для воробушек, который спрятала запасливая белочка, пришлось искать по всему участку.
Ребята с интересом и нетерпением ожидали «корреспонденции» от неожиданных друзей. В старшей группе педагоги не всегда размещали портрет составителя эко-загадайки, давая возможность угадать по следу и форме послания автора.
С возрастом усложнились и задания: детям предлагалось разбиться на подгруппы, и каждой группе было подготовлено свое задание. Например, составить коллекцию, собранные семена скормить птичкам зимой, использовать природный материал для поделок или природных композиций. Правила поведения в природе дошкольники составили самостоятельно в результате многочисленных наблюдений и выполненных заданий. Дошкольники испытывают особый интерес к насекомым и паукообразным: одни любят их собирать в кулачок, в коробочку, другие, наоборот, бояться их и стараются уничтожить. Педагоги в теплый период года проводили акции, посвященные муравьям, пчелам, паукам, божьим коровкам и другим мелким обитателям участка. Дошкольники ходили по участку с лупами, рассматривая «экземпляры», затем, как истинные ученые, бежали к столику и зарисовывали увиденное в свой дневничок. Вечером, уходя домой, «Дневничок муравья» ребенок забирал с собой и вместе с родителями дополнялся интересными фактами, рисунками или картинками.
Ряд заданий для детей были организованы на огороде «Помоги огурцам», «Кто-то мешает моркови расти большой-пребольшой», «Угадай-ка овощ!» и другие
В старшем возрасте дошкольники могли отличить живой организм от представителя неживой природы, определить прямое или опосредованное влияние их друг на друга, а также отметить влияние человека на весь окружающий мир.
В подготовительной к школе группе проблемно-поисковые игровые задания усложнились. Например, на стенде в уголке «Загадайка» воспитатели разместили картинку с пальмой. Дети были в недоумении: в нашем городе пальмы не растут! На участке дети обнаружили финиковую пальму в горшке, рядом лежала картинка рябины. В процессе беседы ребята сделали вывод, что пальму лучше унести в группу, а рябинку хорошо бы посадить на участке и ухаживать за ней. Данная акция продолжалась в течение учебного года и после выпускного утренника заботы о рябинке и пальме были переданы дошкольникам младшей группы.
В зимнее морозное время была размещена фотография детей, которые решили «лизнуть» железную трубу на морозе. Трагичную ситуацию обсудили и решили не повторять ошибки других детей. На прогулке дети обнаружили замерзшую варежку на холодной стойке веранды. Из варежки выпал план участка с загадочным маршрутом, пройдя по которому дети обнаружили небольшую «лабораторию» и под руководством взрослого провели ряд опытом с водой и снегом.
Помощниками в работе стали родители, дедушки и бабушки. Так с их участием на площадке появилась «эко-лаборатория», в которую вошли метеорологическая станция, лабораторный класс. Необходимое лабораторное оборудование дети приносили с собой на прогулку из группы. В раздевалке была организована картинная галерея из детских и совместных с родителями картин о природе родного края.
Родители вовлекались в образовательный процесс через беседы, консультации, совместные мероприятия. Педагоги вовлекали родителей в проведение природоведческих игр, конкурсов, акций, праздников «Осенние посиделки», «Чаепитие у Мухи Цокотухи», «Весенние вытворяшки» и другие.
Особенно родителям понравились короткие рекомендации по проведению прогулок с ребенком в природу. Результатом работы являлись выставки совместных поделок, фотоколлажей, фотоальбомы о природных объектах родной Белгородчины. В результате целенаправленной работы у дошкольников сформировалось представление об окружающем его мире людей, животных, растений, социальной действительности.
У дошкольников значительно повысилась познавательная активность, выражающаяся в стремлении детей самостоятельно изучать природу, явления, выбирать безопасные для природы способы познания. Выходя на прогулку, дошкольники бережно относились к насекомым, не боялись пауков, не срывали бездумно листики с кустарников и деревьев. В душах дошкольников поселилась доброта к братьям меньшим.
Совместно с родителями дошкольники посещали парки и скверы, узнавали и называли знакомые растения и животные, поясняли родителям правила поведения в природе.
Таким образом, у дошкольников сформировалось последовательная цепочка научно – обоснованного поведения в природе.