Ноздрачева Ольга Васильевна
учитель-логопед
МБДОУ № 5 г. Курск
Материал принимает участие во Всероссийском профессиональном смотре-конкурсе инновационных, практических и методических методов работы «СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ»
название – «Буквы своими руками»
номинация – Технология проектной деятельности
раздел – Педагогический проект
- Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
- Продолжительность: долгосрочный – 1 год.
- Сроки реализации: сентябрь-май 2022-2023 г.г
- Целевая аудитория: дошкольники 6-8 лет и их родители.
Актуальность проекта:
Овладение навыками чтения и письма – сложный нейропсихологический процесс, включающий в себя одновременно совершаемые операции анализа и синтеза. Для детей с речевыми нарушениями, часто сопровождаемыми психологическими особенностями развития, такими как недостаточный объем памяти и недостаточная устойчивость произвольного внимания, овладение грамотой представляет собой еще более сложный процесс.
Предлагаемый проект по изготовлению букв своими руками призван помочь ребенку легче, эффективнее и прочнее запомнить алфавит за счет подключения сразу несколько сенсорных каналов: зрительного (образ буквы), слухового (название буквы) и тактильного (материал, из которого буква изготовлена) и формирования устойчивых ассоциативных областей в коре головного мозга, связанных с процессом изготовления буквы. Кроме того, данный проект позволяет задействовать творческое воображение, фантазию, усиливает интерес к чтению, повышает учебную мотивацию.
Цель проекта: изготовление альбома букв своими руками из разных материалов.
Задачи проекта:
Образовательные: знакомство с буквами, способствование овладению навыков слогового чтения, закрепление навыков звукового анализа слов.
Развивающие: создание условий для совершенствования произвольного внимания, расширения объема памяти, активизации творческих способностей и воображения, развития мелкой моторики.
Воспитывающие: способствование воспитанию терпения, умения довести работу до конца, совершенствованию эстетических чувств.
Предполагаемые результаты проекта:
- У детей:
- – дети знакомы с алфавитом русского языка, знают, как пишутся и произносятся буквы;
- – владеют навыками чтения слогов;
- – владеют навыками звукового анализа слов;
- – могут изготовить, сконструировать, смоделировать любую букву из любого материала, красиво оформить ее на листе бумаги или расположить на столе;
- – у детей сформирована положительная учебная мотивация, заинтересованность к чтению и письму.
У родителей:
- – повышена осведомленность в вопросах обучения детей дошкольного возраста основам чтения и письма;
- – сформирована активная родительская позиция в вопросах использования нестандартных подходов к повышению учебной мотивации, улучшению процессов запоминания;
- – объединены усилия педагогов и родителей при организации работы по обучению дошкольников основам грамоты.
Основные принципы работы по приобщению дошкольников к овладению основами грамоты:
- принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников данной возрастной группы;
- принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, основан на научных фактах;
- принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
- принцип комплексного и интегративного подхода – приобщение дошкольников к овладению основами чтения и письма осуществляется через различные виды деятельности: аппликация, лепка, конструирование и др.;
- принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Методологические подходы в организации работы по приобщению дошкольников к овладению основами грамоты:
- системный, позволяющий на практике способствовать приобщению детей к основам чтения и письма;
- личностно-ориентированный, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами;
- деятельностный, позволяющий ребенку применять полученную информацию в различных видах деятельности (чтение и письмо);
- игровой, соответствующий ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста.
Направления работы:
Работа с дошкольниками:
- Последовательное знакомство со звуками в соответствии с программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе.
- Последовательное знакомство с буквами в соответствии с программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе.
- Последовательная работа по формированию зрительного и слухового образа буквы, работа по профилактике проявлений дисграфии и дислексии.
Работа с родителями:
- Родители участвуют в выборе темы проекта, постановке целей, задач, сроков реализации, разработке планирования.
- Родители участвуют в организации подбора и подготовки необходимого материала для изготовления букв, запоминания образа буквы через закрепление стихотворений, описывающих ее элементы, оформления букв на листе бумаги, подбора подходящих картинок или рисунков.
Тематическое планирование проекта по этапам: