ПРИВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, МУЗЫКИ

Коновалова Динара Тахировна
Рябцева Оксана Владимировна
Щербаченко Антонина Анатольевна
воспитатели
ДО АНО «ПДС «Введенский»
г. Старый Оскол

Материал для Всероссийских педагогических чтений «Вместе мы – Россия»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Патриотическое воспитание ребенка лежит в основе формирования будущего гражданина своей страны. Поскольку дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью в системе образования, то перед ними встает задача формирования у воспитанников представления об окружающем мире, уважительного и бережного отношения к малой Родине, государству и родной природе, этому способствуют определяемые нравственные ориентиры, которые вызываются чувствами самоуважения и единения.

Особые приоритеты в воспитании патриотических чувств дошкольника отводятся занятиям эстетического цикла, изучение которых направлено на развитие у детей интереса к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно эти направления развивают у ребенка художественные переживания, эмоциональный отклик, эмпатию.

В литературе, как ни в каком другом виде искусства, проявляются самобытность русского народа, произведения пронизаны глубокой духовностью, основанной на православии, философичностью, прослеживается связь русской культуры с другими культурами. Можно сказать, что литература является ведущим видом искусства в системе ценностей русской культуры, потому что это не просто чтение на досуге, а настоящий «учебник жизни», по высказыванию Н. Г. Чернышевского. Она отражает не только этические, нравственные и духовные ценности, но и является философией русского народа, способом постижения мира, средством межкультурных коммуникаций, благодаря литературе осуществляется диалог культур во времени и пространстве.

Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Уже с раннего детства ребенок начинает рисовать.

Рекламное сообщение     

Изобразительное искусство наглядно, это доступно и понятно ребенку дошкольного возраста, это особый мир прекрасного.

Природе принадлежит весьма важное место, поскольку прекрасное в природе всегда перед глазами. Роль художника – помочь увидеть эту красоту. Природа России самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием.

Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству детей можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать учащимся основы патриотического и семейного воспитания.

Все виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях, можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать учащимся основы патриотического и семейного воспитания.

Список литературы:

  1. Акимова Е.С. Программа «Духовно – нравственные традиции русского народа» [Текст]/Е.С.Акимова//НМЖ зам. Директора по ВР.-2009.-№2.- С. 94-100.
  2. Гриценко З., Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. – М., 1997.
  3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет. Издательство: ТЦ Сфера, 2007.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь