ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

0
802

Болдырева Татьяна Ивановна
Шапорова Ирина Евгеньевна
воспитатели
Дорохина Елена Владимировна
тьютор
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

 

В последнее время все больше родителей аутичных детей обращаются к ПАП (АВА-терапии) – прикладному анализу поведения (Applied behavior analysis). Именно этот метод зарекомендовал себя как эффективный и научно доказанный при коррекции поведения и обучения детей с аутизмом. В англоязычном мире ПАП считается золотым стандартом коррекции аутистов, у нас же приходится преодолевать совершенно ошибочную точку зрения на эту терапию как на вид дрессуры. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. Очень непросто, во многом стараниями родителей-активистов, пробивает себе дорогу ПАП в России. Среди всех методов коррекции аутизма, самое большое количество научных исследований, опубликованных в рецензируемых журналах, поддерживает именно эффективность ПАП. Этот метод относится к доказательным практикам в отношении аутизма.

ПАП является интенсивной структуральной учебной программой. Учебный материал разбит на простейшие элементы. Эти элементы обучаются посредством повторяющихся упражнений. Правильные ответы или реакции усиливаются с помощью многочисленных поощрений. Ошибки в основном игнорируются, и в то же время дается подсказка для правильного ответа, который, в свою очередь поощряется подходящим видом поощрения.

С помощью ПАП-терапии как коррекционно-развивающей методики можно решать многие задачи:

  1. формировать новое поведение, то есть, учить ребенка тому, что он пока не умеет делать;
  2. можно увеличить частоту поведения. Например, если ребенок обращается с просьбой, но очень редко или говорит «мама» (только один раз в неделю), можно работать над увеличением частоты такого поведения;
  3. снижать частоту поведения. Например, ребенок, который научился пользоваться горшком, может проситься на горшок очень часто, в надежде получить поощрение. В таком случае можно работать над снижением частоты поведения, чтобы оно происходило реже, но, тем не менее, оставалось в репертуаре ребенка;
  4. можно работать над тем, чтобы проблематичное, нежелательное или опасное поведение угасло;
  5. решать другие задачи, связанные с изменением поведения или его характеристик (частоты, силы, продолжительности).

Работа в ПАП проводится по программе, которая строится индивидуально для каждого ребенка и является краткосрочной. То есть, программа не содержит целей, для достижения которых потребуются месяцы и годы, а описывает краткосрочные учебные цели, которые предположительно находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Для определения учебных целей используется тестирование уровня первоначальных навыков.

материалы в печатный сборник 

Так как цели программы являются краткосрочными, в программе обычно указываются критерии успеха – то есть такие показатели, которые позволят нам считать цель достигнутой – и систему сбора данных. Сбор и анализ данных о продвижении ребенка – одна из характерных черт работы в рамках ПАП. На основании данных о продвижении вносятся коррективы в учебную программу, выбираются новые цели. Если цели за определенный период времени не достигнуты, следует принять решение о замене метода обучения, замене используемой системы подсказок или о предварительном обучении необходимым «поднавыкам», которых, возможно, не хватает для формирования целевого навыка. Такое построение процесса делает обучение динамичным, эффективным, «ребенкоориентированным» и дает педагогу понимание того, к чему в каждый момент он должен стремиться и что позволит считать цель достигнутой.

ПАП-программа может реализовываться в разных местах и в разном формате: дома, в группе детского сада, в кружке или на детской площадке. Занятие может проводиться один на один с педагогом, в паре с другим ребенком, в микрогруппе (2-3 ребенка), малой группе (5-6 детей) и в составе полной группы детского сада или школьного класса.

Необходимые условия успеха – постоянный мониторинг прогресса, выполнение рекомендаций старшего специалиста, сопровождающего программу, единство требований всех участников коррекционного процесса (не забудьте согласовать планируемые изменения с бабушками и дедушками, а также с доверенной няней, если она есть у ребенка). Многие мамы и папы говорят о том, что ПАП — это не столько занятия, сколько образ жизни и от того, насколько семья ребенка готова принять участие к работе, зависит успех маленького человека в продвижении к учебным целям, главные из которых – самостоятельная взрослая жизнь, общение, творчество.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь