Тема: «Права ребенка»
Цель: 1. Знакомить детей с правами ребенка.
2. Воспитывать уважение, доброжелательность к окружающим людям, способствовать предупреждению проявления агрессивности.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
5. Активизировать познавательные процессы, пополнить словарный запас детей: документ, декларация, конвенция.
.
Предварительная работа: разбор статей «Декларации прав человека» на примере сказок.
Материал: Конвенция о правах ребенка, разрезные картинки, картинки «Мои права», настольный театр сказки: «Заюшкина избушка»,, р.н. сказки, сказка «Гадкий утенок» на DVD, карта.
Ход занятия.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала,
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем
Дети: Земля.
Вос-ль: Как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Вос-ль: Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Россияне
Вос-ль: Наше государство большое, (посмотрите на карту) и богато оно своими людьми: здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос, глаз. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали сами.
Вос-ль: А какие правила вы знаете?
Дети : Правила поведения за столом, в транспорте, П.Д.Д.
Вос-ль: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы национальности он ни был. Дети не могут себя защищать сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали Конвенцию о правах детей. Давайте повторим, как называется документ?
Дети: К о н в е н ц и я .
Вос-ль: Конвенция – это договор, т.е. страны договорились защищать права детей и решили:
·каждый ребенок имеет право на имя и гражданство,
·дети имеют право жить с родителями,
·имеют право на здоровье,
·право на обучение,
·право на отдых,
·право не подвергаться жестокому и небрежному обращению
·и др. права.
Вос-ль: Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них и в этом нам помогут сказки.
1 задание.
Вос-ль: Ребята, героев из какой сказки мы здесь видим?
Дети: Сказка называется « Заюшкина избушка».
Вос-ль: Кто попал в беду?
Что с ним случилось?
Что нарушила лиса?
Дети: Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища.
Вос-ль: Вспомните, в каких сказках было нарушено право на жилье?
Дети: (Теремок, Три поросенка, Зимовье зверей, Рукавичка)
2 задание.
Вос-ль: Зачитываю эпизод из р.н.с « Кот, петух и лиса»
Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы,
Котик, братик, спаси меня!
Вос-ль: Кто завет на помощь?
Из какой сказки?
Что лиса натворила на этот раз?
Что она хотела с ним сделать?
Как поступила лиса?
Снова нарушила право. Какое?
Дети: Каждый имеет право на личную жизнь и свободу.
3 задание.
(Дети смотрят по DVD эпизод сказки «Гадкий утенок»)
Вос-ль: К нам пришло письмо. «Дорогие ребята! У нас на птичьем дворе
живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив. Что мне делать?»
Вос-ль: Как вы думаете, кто написал это письмо?
Дети: Это письмо написал «Гадкий утенок»
Вос-ль: Почему жители птичьего двора его обижают?
Дети: Потому что он не похож на других.
Вос-ль: Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утенку?
Дети: Нет, они нарушили право.
Вос-ль:Все рождены быть свободными и равными в своих правах и относиться друг к другу по – братски.
Физминутка. «Мир без тебя». Скажем утенку много добрых слов, чтобы ему было веселее: ты самый красивый, добрый, милый, мужественный, у тебя красивое оперенье и т. д.
Вос-ль: Вот сколько добрых слов мы сказали утенку, а теперь давайте посмотрим, в кого превратился утенок? (рассматривают картинку Лебедя)
Много нас на белом свете
Есть и взрослые и дети,
Но в правах мы все равны,
И дружить мы все должны!
4 задание
Вос-ль: А сейчас мы соберем картинку в одно целое.
* на местах: Какая сказка изображена?
Кто попал в беду?
Что случилось?
Какое право нарушено?
* у доски: Из какой сказки герой?
Какое право имеют дети ?
Дети: На медицинский уход.
Вос-ль: Что вы обязаны делать, чтобы сохранить свое здоровье?
Дети: Надо, надо умываться по утрам и вечерам…
Вос-ль: Значит должна быть хорошая и чистая вода…и вкусная еда. А чтобы все это было, ребенок должен воспитываться в семейном окружении.
5 задание
Вос-ль: Посмотрите на доску.
Из какой сказки эта картинка?
Что делает Маша?
Какое право нарушено?
Дети не должны использоваться в качестве непосильного труда.
Вос-ль: В каких сказках героев заставляли трудиться?
Дети: «Маша и медведь», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Мороз
Иванович» и др.
6 задание
Вос-ль: Дети, послушайте еще один эпизод из сказки.
Лети, лети лепесток
Через Запад на Восток
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли—
Быть по- моему вели.
Вели, чтобы мальчик Витя был здоров!
Вос-ль: Как называется эта сказка?
Дети: «Цветик семицветик».
Вос-ль: Что случилось с мальчиком?
Дети: Он хромой.
Дети инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и уход.
Вос-ль: Мы сегодня с вами говорили о наших правах. А для чего взрослые должны защищать эти права? – Чтобы дети были счастливы и здоровы. Тогда и детство можно назвать золотым.
Золотое детство.
Почему мы называем наше детство золотым?
Потому что мы играем,
Веселимся и шалим,
Потому что окружает
Нас заботою семья,
Потому что обожают нас родные и друзья!
Вос-ль: Но у нас с вами есть и обязанности. Какие?
(дети называют обязанности).
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго охраняет
И в нем важны нам все права
Они великой силой обладают!