Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»
Петренко Ольга Николаевна
Власенко Татьяна Александровна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7
г. Шебекино Белгородской области»
ПОМОЖЕМ ВИННИ – ПУХУ
Образовательная область: «Познавательное развитие» (ФЭМП)
Задачи:
Образовательные:
– продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
– учить измерять высоту предметов с помощью условной меры; – продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа;
– совершенствовать навыки счета со сменой его основания;
– способствовать формированию мыслительных операций.
Развивающие:
– развивать смекалку, зрительную память и воображение;
– развивать логическое мышление.
Воспитательные:
– воспитывать усидчивость, самостоятельность;
– воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материал: видеозапись, макеты часов, контурные изображения елей разной высоты (по 3 для каждого ребенка), карточки с цифрами и арифметическими знаками, счетные палочки, фланелеграф, изображение дома.
Предварительная работа: решение арифметических задач на сложение и вычитание, используя карточки, модели; знакомство с часами и установление времени на макетах часов; определение высоты объёмных предметов с помощью условной меры.
Методы и приёмы: наглядность: схема, план, видеоматериал; раздаточный материал: цифры, арифметические знаки; словесные: объяснение; практический: игровые упражнения; сюрпризный момент.
Ход ООД
Организационный момент
Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мотивационно – ориентировочный этап
– Сегодня мы получили звуковое письмо. Внимание на экран. (Просмотр видеоролика. Винни – Пух: ребята, я собирался к вам в гости на воздушном шаре, но он лопнул. И я оказался в городе Цифроград. А как выбраться из города, я не знаю. Помогите, пожалуйста.)
Поисковый этап
– Ребята, хотите помочь Винни – Пуху?
– А как мы сможем это сделать? (ответы детей)
– У меня есть карта, предлагаю вам её рассмотреть.
Задание № 1 «Игровое упражнение «Ручеёк».
Задание № 2 заключается в том, что мы должны составить и решить задачи.
Задание № 3 «Определим время».
Задание № 4 «Посадим ели».
(схема на доске, 4 магнита)
Практический этап
– Задание № 1«Ручеёк». Разбиваемся на пары. Считаем двойками.
Воспитатель: Задание 1 выполнили, закрываем магнитом.
– Задание № 2. Составим и решим задачи. Вспомним, из каких частей состоит задача
(1 – условие, 2 – вопрос, 3 – решение, решение может быть на сложение и вычитание, 4 – ответ).
Внимание на экран.
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей?
– составим задачу (в озере плавало 4 гусёнка и 2 утёнка. Сколько птиц плавало в озере?);
– уточним числовые данные 4, 2;
– назовите арифметическое действие (сложение).
Садимся за столы и выложим решение с помощью цифр и арифметических знаков (один ребенок у доски).
Внимание на экран.
Во дворе играли дети.
Всех их вместе было десять.
Семь мальчишек среди них.
А девчонок? Сколько их?
– составим задачу (во дворе играли 10 детей, мальчиков было 7. А сколько было девочек?);
– уточним числовые данные 10, 7;
– назовите арифметическое действие (вычитание);
– выложим решение с помощью цифр и арифметических знаков (один ребенок у доски).
Воспитатель: Задание 2 выполнили, закрываем магнитом.
Физкультминутка
(Видеоролик «Самолёт»)
– Задание № 3«Определи время».
– Возьмите макеты часов. Наше занятие началось в 9.00. Дима, установи время на макете часов и объясни, как ты это сделаешь. Короткую часовую стрелку ставим на цифру 9, длинную минутную стрелку на12. Часы показывают 9 часов утра.
– А теперь установите время начала утренней гимнастики – 8 часов утра. Алиса, объясни, свои действия. Короткую часовую стрелку ставим на цифру 8, длинную минутную стрелку на12. Часы показывают 8 часов утра.
– Скажите, ребята, что начинается раньше: утренняя гимнастика или занятие?
– На сколько часов занятие начинается позже утренней гимнастики?
– На сколько часов утренняя гимнастика начинается раньше занятия?
– Воспитатель: Задание № 3 выполнили, закрываем магнитом.
Пальчиковая гимнастика.
– Задание № 5 «Посадим ели» (работа на фланелеграфе).
– Предлагаю озеленить двор. Ели должны быть вот такой высоты, «сажаю» ель.
– Как узнать высоту ели? (измерить)
– Чем можно измерить высоту ели? (счетной палочкой, она будет условной мерой).
– Вика, измерь высоту ели на фланелеграфе. Напоминаю правила измерения: приложить меру к основанию ели и отмерить конец меры, к этой точке опять приложить меру и так до конца ели.
– Чему равна высота ели? (двум счетным палочкам). Это условная мера.
– Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора?
(высота ели должна быть равна 2 счетным палочкам)
– Сажаем ели вокруг дома.
– Воспитатель: Задание №4 выполнили, закрываем магнитом.
– Как вы считаете, Винни – Пуху мы помогли?
Рефлексивно – оценочный этап.
– Подведём итог нашего путешествия: (выложим цветик – многоцветик).
– Вы меня порадовали (воспитатель отмечает достижения детей на занятии).
– За то, что вы помогли Винни – Пуху выбраться из г. Цифрограда, он вам дарит вот такие смайлики.
На следующем занятии вы сами будете придумывать задачи с помощью рисунков.
Список используемой литературы:
- Помораева И.А. Позина В.А. Формирование ЭМП. Подготовительная, старшая группа. М.: Мозаика-синтез, 2014