Помощь лэпбука в дошкольной образовательной организации

0
1333

Илюшина Екатерина Васильевна
воспитатель
МБДОУ «Федосеевский детский сад “Яблочко”
Старооскольского городского округа

 

Материал участвует в Региональном очном конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОО «Электронный Образовательный Ресурс»

 

  • Номинация – ЭОР – текстографические

«ЭОР-консультация
“Помощь лэпбука в дошкольной образовательной организации”

 

В связи с внедрением ФГОС ДОУ для того, чтобы соответствовать современным требованиям, которые предъявляются к образованию и воспитанию дошкольников, воспитатели ищут новые подходы, идеи, способы обучения. Одним из новых средств обучения дошкольников в современных образовательных учреждениях является лэпбук.

материалы в печатный сборник 

По ФГОС работа с лэпбуком имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала,
  • соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде. И так он информативен (в одной папке по определенной теме можно разместить много информации, а не подбирать различный дидактический материал). Он полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, лэпбук используется как с подгруппой детей, так и индивидуально; вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детямдошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Что же такое лэпбук? Лепбук в переводе с английского обозначает «наколенная книга» или «книга на коленях». Это сравнительно новое средство обучения. Это такая небольшая самодельная интерактивная папка, которую дошкольник может разложить у себя на коленях и за один раз посмотреть всё её содержимое. В такой папке находится все необходимые материалы по теме. Состоит лэпбук из конвертиков, складных книжек- гармошек, открывающихся окошек, конвертиков дверок, вращающихся деталей и прочих забавных элементов. Они с одной стороны призваны привлечь интерес ребёнка к самой папке, а с другой стороны это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Целью данной технологии является: формирование у детей познавательного интереса и творческого мышления, которая способствует развитию мелкой и общей моторики детей. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбук помогает объединить родителей и детей, в ходе совместно его изготовления в процессе реализации определенного проекта. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Воспитанник не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.

В ходе работы с лэпбуками дошкольники хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок. Становятся более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать; обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Дошкольникам лэпбук помогает понять и запомнить информацию, при его создании дети добывают знания сами в процессе собственной исследовательской, познавательной и творческой деятельности, а не получают их в готовом виде.

С помощью лэпбука воспитанники учатся планировать предстоящую деятельность; договариваться со сверстниками; распределять обязанности. В образовательном пространстве детского сада лэпбук используется в самостоятельной деятельности детей; в индивидуальной работе воспитателя с детьми; для закрепления знаний; для ознакомления с новым материалом; как элемент развивающей предметно-пространственной среды; в проектной деятельности.

Работа над лэпбуком начинается с выбора темы, затем составляется план. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии, формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, размещаем на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.

Темами могут стать: интересные события, происходящие с ребенком; темы недель; решение проблемных ситуаций; литературные произведения; интерес ребенка к конкретному виду деятельности; мультипликационные герои.

Лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители также являются активными участниками и обеспечивают поддержку:

  1. Организационную (экскурсии, походы)
  2. Техническую (фото, видео)
  3. Информационную (сбор информации для лэпбука)
  4. Мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Лэпбук помогает структурировать сложную информацию. Это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели, а в будущем хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых. Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей с родителями, друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса – лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.

Как гласит китайская мудрость: «Скажи ребёнку, и он забудет. Разреши ему сделать, и он запомнит».

 

Расскажите коллегам о конкурсе!!!

Нажмите кнопочки соцсетей!! 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь