Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», АВГУСТ — 2021
Петрова Наталья Валерьевна
воспитатель
МБДОУ ЦРР детский сад № 242 «Садко»
г. Ульяновск
Цель: расширять представление о городах России
Задачи:
образовательные:
- -обогащать и углублять знания детей о стране, о северной столице нашей родины.
- -познакомить с городом Санкт-Петербург.
- -систематизировать знания детей о символике города, его достопримечательностях
развивающие:
- -развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки.
воспитательные:
- -воспитывать чувство гордости за людей, живущих в России и Санкт-Петербурге.
- -прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины.
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь детей.
Материалы и оборудование: фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга, планшет.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрации. Как вы думаете, какой город изображен? (Санкт–Петербург)
Беседа о городе Санкт-Петербург.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите герб города, в который мы отправляемся сегодня. О чем он нам может рассказать? Мы видим на гербе якоря, что означает порт, и корону – символ царской власти. Санкт-Петербург называют северной столицей нашего государства, т.к. более 200 лет он был столицей России. (изображение герба)
Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Жил давно в России царь.
Очень мудрый государь,
Он на месте не сидел,
Делал за день сотню дел,
Совершил побед немало,
Мореходом был бывалым,
Он и плотник, и кузнец…
Кто был царь тот удалец?
Дети: (Петр Первый)
Воспитатель: – Правильно, молодцы! Город Санкт-Петербург основал Пётр 1. Он решил построить на реке Нева новую современную столицу России. В честь Петра 1 был воздвигнут памятник, который называется «Медный Всадник» (изображение памятника)
-27 мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга. Насыпали из земли стены высокие, на них поставили пушки. Назвали крепость Санкт-Петербургом, что означает Святого Петра и Павла крепость. В честь святого Петра и Павла построили внутри стен крепостных собор. Собор – это главный храм города или монастыря. С Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно в 12:00 производится выстрел сигнальной пушки. Петропавловский собор с его необычным позолоченным шпилем долгое время считался самым высоким зданием России. (изображение Петропавловской крепости)
– По городу протекает река Нева. И, чтобы кораблям было, где пристать велел Петр Первый строить верфь. Верфь – это место, где собираются корабли. И назвали эту верфь – Адмиралтейство! Адмиралтейство – это владыка морей.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о каком городе мы говорим?
(Санкт-Петербург)
Воспитатель: Кто его основал?(Пётр 1)
Воспитатель: На какой реке он построен? (Нева)
Воспитатель: Как называется памятник Петру 1? (Медный всадник)
Воспитатель: Из какой крепости ровно в 12.00 раздаётся выстрел пушки? (Петропавловская крепость)
Воспитатель: Как называется место, где собираются корабли? (Верфь)
Воспитатель: Молодцы, правильно! Как мы уже с вами узнали, Санкт-Петербург стоит на Неве, но есть и другие реки – Мойка, Фонтанка.
– Летом многие туристы стараются посетить г. Санкт-Петербург. В июне наступает период белых ночей. В этот период туристы любят наблюдать за разводом мостов.
Физкультминутка.
-Ребята, давайте немного отдохнем.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше, выше, потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: – На набережной Невы был построен Зимний дворец. В здании Зимнего дворца находится один из самых крупных музеев России – Эрмитаж. (изображение музея)
– Очень красива загородная резиденция императорской семьи – Петергоф. Резиденция использовалась как место для летнего отдыха царской семьи. На территории Петергофа установлены различные фонтаны, им около 200 лет.
(изображения Петергофа, фонтанов)
– Ребята, а как вы думаете, как назывался город Санкт-Петербург раньше? (Ленинград). В 1941 году фашисты обрушились на Ленинград и отрезали его от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. Что такое блокада? Блокада города – окружение его войсками противника. Не было топлива, электричества, вышел из строя водопровод, начался голод. Но город не сдавался. Одновременно с оборонительными работами велись работы по сохранению исторических памятников города. Например, был обшит досками и прикрыт землей «Медный всадник». Закрасили маскировочной краской золоченый купол Исаакиевского собора и шпиль, и колокольни Петропавловской крепости. 900 дней и ночей находился город в осаде. Закончилась Великая Отечественная война, прошло время, и город на Неве стал по-прежнему красив.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята понравилось вам путешествовать по городу Санкт-Петербург? Назовите имя царя, основавшего город Санкт-Петербург. (Пётр 1). На какой реке построен город? (Нева) Какие достопримечательности этого города вам запомнились? Как называется самый крупный музей России? (Эрмитаж) Какой дворец в прошлом был резиденцией царской семьи? (Зимний дворец). Что нового узнали об истории этого города?