Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование –
современные методики и технологии обучения и воспитания», июль — 2021
Ростокина Евгения Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 160»
г. Нижний Новгород
СВОЙСТВА ВОЗДУХА
конспект непосредственно образовательной деятельности
по экологии с элементами экспериментирования
в подготовительной к школе группе
Непосредственно образовательная деятельность по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. При решении задач НОД у дошкольников расширяются знания о воздухе, они учатся самостоятельно делать выводы, самостоятельно проводить опыты.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие
Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать навыки проведения опытов
- социально-коммуникативное развитие
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта
- речевое развитие
Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов.
Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова
- физическое развитие.
Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук
Методы и приемы:
практические: рассматривание шкатулки, проведение опытов, игра с мячом.
наглядные: сюрпризный момент, демонстрация вопросы.
словесные: беседа, инструкции, выводы, вопросы.
Материалы и оборудование: шкатулка, мяч, интерактивная доска, записка.
На каждого ребёнка: стаканчики с водой, камень, вата, шарики воздушные, цветные листы бумаги, халаты.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Динамическая пауза |
Познавательно-исследовательская | Опыты, решение проблемной ситуации, вопросы. |
Коммуникативная | Беседа, инструкции. |
Игровая | Игра с мячом |
Введение в игровую ситуацию | ||||
Воспитатель: нам сегодня принесли шкатулку, а вместе с ней записка. Давайте прочитаем, что здесь написано.
Записка: Отгадайте что я, Расскажите для чего я, Узнайте, какой я. |
Дети сидят на стульчиках, слушают записку. | Привлечение внимания, создание мотивации | ||
Воспитатель: Перед нами три вопроса. Ответим на первый вопрос. Давайте посмотрим, что же находится в шкатулке. Я ничего не увидела. Может вы увидите? Как вы, думаете, что же в шкатулке?
Правильно. На 1 вопрос вы ответили, в шкатулке находится Воздух.
Теперь давайте ответим на второй вопрос. Для чего воздух? Правильно. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Легко вам было не дышать? Какой вывод можно сделать? А кто еще не может жить без воздуха? Какой можно делать вывод? Правильно. Человек не может жить без воздуха, так же, как и животные, растения, рыбы, птицы. Молодцы мы ответили на второй вопрос. У нас остался третий. Какой воздух?
Чтобы узнать побольше о воздухе, давайте отправимся в нашу мини лабораторию.
Вот мы с вами и в нашей мине лаборатории. Опыт №1 Посмотрите у вас на столах лежит вата, давайте рассмотрим ее. Какая вата? Как вы думаете, есть ли в вате воздух? Давайте проверим. Опускаем вату в стакан с водой. Что произошло с ватой, когда мы опустили ее в воду? Какой мы делаем вывод? А теперь возьмите камушек и опустите в стакан с водой. Посмотрите внимательно, что происходит? Какой мы можем сделать вывод? Правильно. Вокруг всех предметов есть воздух. Опыт №2 А мы можем почувствовать воздух? С помощью чего мы можем почувствовать воздух? Правильно. Давайте подуем на себя ладонями. Что вы чувствуете? А теперь поставьте ладошку перед собой и подуйте. Что вы чувствуете? Какой воздух? Какой можно сделать вывод? Правильно. Воздух может быть холодным и теплым. Опыт №3 А сейчас предлагаю вам поиграть. У вас на столах лежат листы бумаги, возьмите их и подойдите ко мне. Вам нужно разделиться на пары. Найти листок такого же цвета как у вас. Молодцы. А теперь в каждой паре должен быть прямой листок и смятый в шарик. Договоритесь между собой. Одновременно отпускаем бумагу? Какой листок упал быстрее? Почему? Какой можно делать вывод? Правильно. У плоского листа больше площадь, поэтому воздух его поддерживал, и он падал медленнее. Опыт №4 А вы хотите услышать воздух? Я предлагаю вам услышать воздух с помощью воздушных шаров. Надуваем шары. А теперь внимательно слушаем. Что вы услышали? Какой мы можем сделать вывод? Правильно. Когда воздух выходит из шарика происходит колебание, поэтому мы можем его услышать, он шипит. Молодцы снимаем халаты и немного отдохнем. |
Дети рассматривают шкатулку.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети задерживают дыхание.
Ответы детей.
Дети слушают вывод.
Дети проходят к столам, где стоят стаканы с водой, вата и камушки. Одевают халаты.
Рассматривают вату.
Ответы детей.
Дети осуществляют эксперимент.
Ответы детей.
Дети слушают вывод.
Ответы детей.
Дети осуществляют эксперимент.
Фиксирование результата.
Дети слушают вывод.
Дети выходят из – за столов и делятся на пары.
Осуществляют эксперимент.
Фиксирование результата. Ответы детей.
Дети слушают вывод.
Осуществляют эксперимент. Фиксирование результата. Ответы детей.
Дети слушают вывод.
|
Мотивация. Введение детей в деятельность.
Активизирова-ние мыслительной деятельности.
Расширяют знания о значении воздуха для всего живого.
Активизирова-ние мыслительной деятельности и активного словаря. Развитие навыка проведения опытов
Активизирова-ние мыслительной деятельности и активного словаря. Знакомятся со свойствами воздух.
Активизирова-ние мыслительной деятельности и активного словаря. Умеют взаимодейство-вать друг с другом
Активизирование мыслительной деятельности и активного словаря. |
||
Динамическая пауза. | ||||
Воспитатель предлагает детям встать немного отдохнуть.
Воспитатель проводит физминутку с детьми. Дует ветер с высоты Гнутся травы и цветы Влево – вправо, влево – вправо Клонятся цветы и травы. А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. Выше, веселей, вот так! Переходим все на шаг, Вот и кончилась игра, Заниматься нам пора! |
Дети встают к воспитателю.
Дети выполняют волновые движения, произносят текст.
Ответы детей.
|
Совершенствование координации движений, точности выполнения действий
Использование двигательной активности
|
||
Рефлексия. | ||||
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики в круг
Воспитатель предлагает детям, назвать какой бывает воздух, передавая мяч друг другу.
Воспитатель предлагает поделиться, кому что понравилось и не понравилось.
Воспитатель подводит итог. |
Дети садятся на стульчики в круг.
Дети по очереди называют, какой бывает воздух, передают мяч друг другу. Дети делятся впечатлениями. |
Подведение итогов НОД, закрепление свойств воздуха,
обмен впечатлениями. |
||
Список источников:
- Николаева С.Н. Юный эколог. -М,: Мозаика – синтез, 2010 г
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995 г.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада. -М,: Мозаика – синтез, 2010 г.
- Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006 г.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.