Казьмирчук Светлана Семеновна
Шмакова Алла Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Старооскольского городского округа
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма у детей младшей группы через использование методической разработки «Азбука безопасности»
Дошкольники – особая категория пешеходов и пассажиров. От их правильного поведения на улицах и дорогах города зачастую зависит не только безопасность, иногда жизнь. Поэтому работа педагогов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма играет важную роль.
С этой целью педагогами группы была разработана методическая разработка «Азбука безопасности», которая включает в себя дидактические игры по ПДД, викторину «Знаете ли вы правила поведения на улице», авторскую игру-путешествие «Письмо Деда Мороза».
Методическая разработка предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года), адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений. Данная Методическая разработка может быть использована как в непосредственно образовательной деятельности, так и в организованной деятельности.
Представляем авторскую игру-путешествие «Письмо Деда Мороза».
Цель: формирование элементарных представлений о правилах поведения на улице.
Задачи:
- – уточнять и расширять представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях;
- – развивать умение ориентироваться в пространстве;
- – отрабатывать умения действовать по сигналу светофора;
- – расширять словарный запас.
Наглядные пособия:
- – макет улицы: дорога, пешеходный переход, тротуар, дома, деревья…
- – макет светофора;
- – знак «Пешеходный переход».
Ход игры-путешествия:
В группу входит почтальон Печкин, обращается к детям.
Почтальон Печкин: – Здравствуйте, ребята! Вот такая у меня проблема: мне нужно доставить письмо Деда Мороза в магазин «Дочки-Сыночки», который расположен в вашем микрорайоне. Как его найти, я не знаю. Ваш детский сад находится в этом микрорайоне, вы каждый день приходите сюда. Знаете, как расположены дома и дороги… Может, вы поможете мне доставить письмо по адресу, а-то Дед Мороз не успеет приготовить новогодние подарки для мальчишек и девчонок?
Воспитатель: Ребята, поможем Печкину?
Дети: – Да!
Строятся парами. Под музыку шагают, поют «Вместе весело шагать…»
Воспитатель: Ребята, вот мы на улице. Посмотрите вокруг? Что вы видите? Обратите внимание, какой красивый наш микрорайон. Что его украшает? (много деревьев, клумб, детские площадки во дворах…)
Воспитатель: – Как устроена улица? (ответы детей: дома, дорога, на дороге много машин, много людей…)
Воспитатель: А где передвигаются люди, по чему идут они? Как называется часть улицы, по которой идут люди? (тротуар)
А как называют людей, которые идут по улице, по тротуару?
Кто по городу идет, твердо двигаясь вперед?
Кто по городу шагает?
Ну, конечно… (пешеход)
Воспитатель: – Правильно. Значит, мы с вами тоже пешеходы. И продолжим свой путь по тротуару.
Подходим к дороге.
Воспитатель: Дорога – это проезжай часть улицы, по ней движутся машины.
(Встречаем инспектора ГИБДД. Он приветствует детей.)
Инспектор: – Здравствуйте, ребятишки! Куда вы идете? (Мы идем в магазин «Дочки-Сыночки», чтобы вместе с Печкиным передать письмо Деда Мороза)
Инспектор: – А вы знаете, сколько опасностей таит дорога?
Вам надо ее перейти?
- Где можно переходить дорогу? (на пешеходном переходе)
- Кто вам поможет? (светофор)
Инспектор: – Правильно! Переходом командует светофор.
Воспитатель: – Посмотрите, ребята, светофор зажег красный свет. Что это значит?
Дети:- Переходить дорогу запрещено! Машины несутся на большой скорости. Выходить на дорогу опасно. Машины, мотоциклы и даже велосипеды не успеют остановиться!
Воспитатель: – Вот светофор зажигает жёлтый свет.
Дети: – Это сигнал… – «внимание»! Все машины начинают тормозить, чтобы вовремя остановиться. А мы, пешеходы, готовимся к переходу.
Воспитатель: – Наконец зажигается зелёный свет.
Дети: – Теперь можно свободно переходить дорогу. Машины остановились, можно безопасно идти.
Воспитатель: – Молодцы ребята! Правильно! Теперь мы точно знаем: без светофора пешеходам и автомобилям не обойтись!
Печкин: А давайте, ребята, мы поиграем.
Игра «Сигналы светофора»
Ход игры: Воспитатель показывает сигналы светофора; при зеленом свете дети топают ногами, при желтом — хлопают в ладоши, при красном ничего не делают.
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько транспорта на дороге!
Инспектор: – На дороге очень много машин, самых разных. Какие машины вы видите? (легковые, грузовые). Какие машины называются грузовыми? (те, которые возят груз)
Инспектор: Молодцы, ребята! Как много вы уже знаете! Вы отлично понимаете, как надо вести себя на дороге. И у водителей есть свои правила, которые они обязаны выполнять. Все: водители и пешеходы – должны быть очень внимательными, чтобы не случилось беды.
Инспектор:
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, теперь вы знаете правила, как вести себя на дороге.
Инспектор: – До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята, а мы с вами уже пришли к магазину, теперь почтальон Печкин сможет доставить письмо Деда Мороза.
Литература:
- Азбука пешехода: для дошкольников. – М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
- Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду», 2013
- Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
- Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013