Цель: Формирование у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости.
Ход занятия.
Воспитатель: В связи с тем, что 2017 – объявлен годом Экологии, Сообщество юных экологов нашего города прислало нам к 15 апреля (День экологических знаний) вот эту замечательную книгу и предлагает вступить в ряды юных экологов.
слайд
(В: Какой сейчас месяц? Время года?…..) До апреля есть время, но чтобы вступить в ряды Юных экологов, необходимо показать свои знания.
В: открываем нашу книгу
-кто это? (животные), какие?(дикие), как можно разделить по способу питания? (хищники и травоядные, перечислите их).
Обратить внимание на медведя: точно ли хищник?, ведь он сладкоежка и очень любит поедать ягоды, мед, корешки? (медведь-хищник, т.к. поедает мелких животных, которых сможет добыть и может нападать на человека).
Волк – точно хищик!
Слайд
Чем любит лакомиться волк? (зайцем)
А как вы думаете, зайцев должно быть в природе больше, чем волков или поровну, чтобы всем хватило? (зайцев в природе должно быть больше, т.к. часть зайцев должна дать потомство)
Если возьмем прямоугольник, то какой будет больше, тот который обозначает волков или зайцев? (зайцев)
Слайд
В: Но зайцы не существуют сами по себе, им тоже нужно питаться, чем? (травой)
Сколько в природе должно быть травы? (много, т.к трава корм для животных, дом для насекомых, перегной для леса)
Если зайцев и траву обозначим прямоугольником , какой больше? (тот , который обозначает траву)
Слайд
В: вот какое сооружение получилось, на что похоже? (предположения детей)
А можно ли сделать ее еще больше? Что можно добавить?(землю, воду, солнце…).
Какую геометрическую фигуру напоминает? (треугольник, пирамидка)- в биологии это называетсяэкологической пирамидой.
Слайд
Игра: постройся в экологическую пирамиду!
Воспитатель разделяет детей на команды из трех человек. Каждая команда получает 3 карточки с напечатанными словами, например: рысь, трава, антилопа. Воспитатель предлагает детям одной команды прочитать, посовещаться и выстроиться в экологическую пирамиду, начиная с хищника.
2-я команда: лист, гусеница, птица
3-я команда: трава , божья коровка, тля
4-я команда: желуди, мыши, лиса
и т.д
В: все в природе взаимосвязано, все обитатели – растения и животные, зависят друг от друга.
Можно ли из природы удалить участника экологической пирамиды?
Слайд
В: представим , что исчезли зайцы! (ответы детей) –
волку и другим хищникам нечем питаться и они начнут вымирать.
Слайд
В: представим, что не станет волка! (ответы детей)
-сначала зайцам будет хорошо, их станет много, но потом станет мало травы, они начнут болеть и вымирать.
В: Кто может помочь природе удержать равновесие? (человек)
Что делает человек для сохранения численности животных? (заповедники, заказники, Красная книга, зоологи следят за численностью животных в природе, экологи помогают в возведении очистных сооружений….)
Как мы с вами можем помочь в охране природы?( не жечь костры, не бросать мусор в лесу, не убивать насекомых, подкармливать птиц, не ловить рыбу электроудочками)
Продуктивная деятельность: самостоятельно выбери животных и построй экологическую пирамиду (аппликация).