«Песочная арт-терапия»

0
842

Васильева Валентина Андреевна
учитель-логопед
МАДОУ д/с №14 «Дельфинчик»
Забайкальский край
город Краснокаменск

МАТЕРИАЛ участвует в конкурсе –
“Всероссийский профессиональный смотр-конкурс учебно-практических и методических материалов, дидактических и методических средств обучения
 «МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» 

НОМИНАЦИЯ – «Логопедический марафон»
РАЗДЕЛ – Конспект НОД, ООД, Видео – материал
НАЗВАНИЕРазвитие связной речи у детей с ТНР по средствам нетрадиционной технологии «Песочная арт-терапия». Составление описательного рассказа о транспорте.

Цель: учить составлению описательного рассказа по средствам нетрадиционный технологии «Песочной Арт-терапии»

Задачи:
Коррекционно-образовательные:

  • – уточнять и расширять представления детей о транспорте (воздушный, наземный, водный), названия транспортных средств, действия, которые они совершают;
  • -учить детей дифференцировать транспорт по месту передвижения;
  • -совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • -активизировать словарь по теме «Транспорт»;
  • -учить образовывать сложные слова;
  • -продолжать учить отвечать полным ответом на поставленный вопрос.

Коррекционно-развивающие:

  • -развивать зрительное и слуховое внимание;
  • -логическое мышление;
  • -пространственную ориентацию;
  • -мелкую моторику;
  • -навыки речевого общения.

Коррекционно-воспитательные:

  • -формировать навыки активности, чувства коллективизма, взаимовыручки;
  • – умение слушать друг друга
материалы в печатный сборник 

Материал и оборудование:
Набор мелких игрушек транспорта для игры «Чудесный мешочек» и мелкие игрушки для заполнения Юнгианской песочницы, Юнгианская песочница, большой Су-Джок мяч, наглядный материал (картинки разного транспорта), схема для описательного рассказа, песочные планшеты для рисования.

Предварительная работа:
Рассматривание демонстрационного материала по теме, беседа о различных видах транспорта, о профессиях, чтение стихов, загадок о транспорте, проведение физминутки и пальчиковых гимнастик на тему транспорт, сюжетно-ролевые игры «Транспорт» «Я водитель», наблюдение за транспортом на прогулке.

Методы и приемы:
Наглядный (иллюстрация, схема, способ действия), словесный (объяснение, беседа, составление описательного рассказа), практический ( упражнения, составление), игровой (дидактическая игра «Чудесный мешочек», физкультурно-дидактическая игра с Су-Джок мячом, коммуникативная игра (заполнение Юнгианской песочницы) рефлексия.

Ход занятия:
1. Организационный момент. (Создание эмоционального фона. Настрой на занятие)
Л: -Потянулись, потянулась, повернулись, повернулись и нагнулись, и друг другу улыбнулись. (Дети выполняют расслабляющую гимнастику)
Л: -Здравствуйте ребята. (Дети здороваются с друг другом по очереди)
Л: -Наши глазки зорко смотрят. Наши ушки хорошо слышат, наш рот громко четко отвечает, а голова все запоминает. (дети выполняют самомассаж)

2. Введение в тему. (Создание сюрпризного момента)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети достают из мешочка игрушки транспорта определяют к какому виду он относится, описывают его.
1-й ребенок: — это самолет, самолет — это воздушный вид транспорта.
2-ой ребенок: — это корабль. Корабль водный вид транспорта.
3-й ребенок: — это автомобиль. Автомобиль — это наземный вид транспорта.
4-й ребенок: — это вертолёт. Вертолёт воздушный вид транспорта.
5-й ребенок: — это паровоз. Паровоз наземный вид транспорта.
6-й ребенок: — это мотоцикл. Мотоцикл — это наземный вид транспорта

3. Определение темы занятия. Постановка целей занятия.
Л: молодцы ребята. А все вместе это…?
Д: транспорт.
Л: кто сможет сказать, о чем мы сегодня будем говорить?
Д: мы сегодня будем говорить о транспорте.
Л: какое сейчас у нас занятие?
Д: развитие речи.
Л: что мы делаем на этом занятии?
Д: мы развиваем речь, составляем рассказа.
Л: что нам помогает составлять рассказы?
Д: картинки, схемы.
Л: сегодня на занятии нам ребята поможет схема описательного рассказа.
Л: кто может сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия?
Д: мы сегодня на занятии будем составлять описательный рассказ о транспорте.

4. Практическая деятельность.
4.1 Коммуникативная игра Заполнение Юнгианской песочницы.
Л: ребята, какого вида транспорта у вас игрушки?
1-й ребенок: воздушного вида транспорта.
2-ой ребенок: водного вида транспорта.
3-й ребенок: наземного вида транспорта.
4-й ребенок: воздушного вида транспорта.
5-й ребенок: наземного вида транспорта.
6-й ребенок: наземного вида транспорта.
Л: каждый вид транспорта должен передвигаться по своей местности. А где мы может это осуществить?
Д: в песочнице.
Л: правильно сейчас я предлагаю пройти к нашей песочнице и заполнить ее. Посмотрите наша песочница пустая. Какая сейчас здесь местность?
Д: пустынная.
Л: давайте превратим из пустынной местности в лесную. Что для этого нам нужно сделать?
Д: засадить деревьями.
(Дети играют в песочнице засаживая деревьями)
Л: а теперь нам нужно создать условия для передвижения нашего транспорта. Если это корабль, то что ему нудно для передвижения?
Р: вода, озеро, река, море. (дети создают водоем, раскапывая дно Юнгианской песочницы)
Дети самостоятельно создают игровую площадку для транспорта. (Автомобиль-дорога, самолет, вертолет- аэродром, паровоз-рисуют на писке железную дорогу)
Л: молодцы ребята. Мы с правились с задачей и теперь у вас есть игровая площадка для игры с транспортом. После занятия вы можете поиграть.

4.2 Физкультурно-дидактическая игра с Су-Джок мячом. (Образование сложных слов)

Лес возит – лесовоз.
Бензин возит – бензовоз.
Рыбу возит – рыбовоз.
Молоко возит – молоковоз.
Воду возит – водовоз.
Мусор возит-мусоровоз
Бетон возит -бетоновоз
Хлеб возит – хлебовоз

4.3 Загадывание описательных-загадок о транспорте.
Л: ребята сейчас я вам предлагаю по загадывать друг другу загадки. (Логопед предлагает подойти к доске, где находятся изображения различного транспорта (самолёт, велосипед, поезд, автомобиль, вертолет, теплоход, автобус, корабль, катер, трамвай, лодка, троллейбус) Детям предлагается загадывать по очереди друг другу загадки ориентируясь на картинки -подсказки. Тот, кто отгадал загадку берет картинку себе)
1-й ребенок: это наземный вид транспорта. У него есть два колеса, руль. Им управляет мотоциклист.

4.4 Составление описательного рассказа о транспорте (арт-терапия)
После отгадывания загадок дети проходят и занимают свои места за песочными планшетами для рисования.
Л: сейчас ребята вы зарисуете свой транспорт, который у вас изображен на картинках. А затем мы составами описательный рассказ о вашем транспорте, пользуясь схемой описательного рассказа о транспорте.

Дети зарисовывают транспорт, затем составляют описательный рассказ по схеме.
Легковой автомобиль.

Это легковой автомобиль. Это наземный транспорт, потому что он движется по земле. У автомобиля есть: кабина, руль, окна, двери, колеса, сиденья, мотор. Управляет автомобилем водитель. Чтобы автомобиль поехал, его надо заправить бензином. Автомобиль нужен для того, чтобы перевозить людей и вещи. Он похож на железный дом.

5.Итог занятия.
Л: молодцы ребята, скажите, что мы сегодня делали?
Д: мы сегодня заполняли песочницу, загадывали описательные загадки, рисовали транспорт, учились составлять описательный рассказ о транспорте.
Л: молодцы. У вас получились очень интересные описательные рассказа. А у кого был самый интересный?
(Дети проводят оценку рассказов)

5.1 Рефлексия.
Л: а теперь я предлагаю вам оценить занятие (дети подходят к стенду «Рефлексия» на котором изображены из фетра три смайлика:
-Первый грустный смайлик, говорит о том, что занятие было для ребенка скучным, не интересным, трудным, он не получил никаких знаний.
-Второй смайлик, говорит о том, что занятие было интересным, познавательным, но ребенку было тяжело выполнять задания.
-Третий смайлик говорит о том, что занятие было интересным, познавательным и ребенку было легко в выполнении заданий.
Дети прикрепляют свои мини фотографии на выбранный смайлик.
Логопед проводит работу опрос по результатам рефлексии.
Л: скажи пожалуйста Илюша почему ты прикрепил свою фотографию на второй смайлик?
Ребенок: на занятии мне было тяжело загадывать загадки о транспорте.
Л: мы можем тебе помочь научиться загадывать загадки?
Ребенок: да
Л: хорошо, ребята, а у кого сегодня была самая интересная загадка о транспорте?
Д: самая интересная загадка о транспорте была у Кати.
Л: Катя ты поможешь сегодня Илье поучится загадывать загадки Илье?
(ответ ребенка).

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь