ПАТРИОТИЗМ В ДОУ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0
676

Вешневицкая Ольга Владимировна
Браун Ксения Владимировна
Карачевцева Наталия Николаевна,
воспитатели
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»
Старооскольского городского округа

Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Патриотическое воспитание через проектную деятельность”

 

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. От окружающих взрослых напрямую зависит, сумеют ли они заинтересовать ребенка, привить целеустремленность, чувство товарищества, чувство любви к Родине, сострадание, сочувствие,

В отличие от обычных средств обучения использование проектной деятельности значительно увеличивает потенциал дошкольника и способствует благополучному осуществлению поставленных задач. Помогает не только познакомить с разнообразием информации, но и учит самостоятельно приобретать новые знания. Сбор информации по определенной теме в разнообразных видах деятельности в игровой форме обобщает в себе образы, понятные дошкольникам. В процессе проектной деятельности результативно происходит усвоение материала, тренировка память, активное пополнение словарного запаса, развитие воображения и творческих способностей.

Педагогическая технология по патриотическому воспитанию представлена четырьмя блоками проектов: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя малая родина», «Моя страна Россия». Конструирование педагогического процесса осуществлялось на основе использования комплекса проектов от простого к сложному.

I блок –  комплекс проектов “Моя семья”.

материалы в печатный сборник 

Цель: установление тесной взаимосвязи с родителями и близкими родственниками.

Общение с родными и близкими вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В рамках реализации первого блока были разработаны мини-проекты:

  1. «Бабушки наших мам и пап», включающий в себя: д ⁄ игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», беседу «Кто ты для бабушки?»;
  2. «Моя дружная семья», состоящий из беседы «Папа – мой лучший друг», д / игры «Кем ты приходишься своим родителям?»;
  3. «Когда семья вместе, то и душа на месте», включающий беседы «Моя мама – самая лучшая», «Порадуем родных».

Данные мини-проекты являлись составными частями проекта «Моя семья, мое богатство», итогом которого стали фотовыставка «Наша дружная семья», выставка детских работ: «Герб моей семьи» и образовательная деятельность «Что такое родословная»

II блок – комплекс проектов «Мой любимый детский сад».

Цель: закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада.

Данная работа отразилась в следующих мини-проектах:

  1. «Детский сад будущего» – использовали макет-игру «Выдели нужное», в котором, поочередно появляются картинки, условно обозначающие разные виды помещений детского сада, предметов интерьера. Ориентируясь на эти картинки, дети учатся подбирать подходящие друг другу картинки, т.е. выбирать предмет из группы.
  2. «Подарки для сотрудников детского сада» – продуктивная деятельность «Покажи, что умеешь», к котором дошкольники демонстрировали собственные навыки при приготовлении сюрпризов.
  3. «Моя группа» – беседа-эксперимент «Пришел, увидел, рассказал», в котором знакомили детей с рассуждениями-описаниями, помогли увидеть что-то необычное в помещении, научили вычленять основные компоненты, сформировали первое обобщенное представление о группе в детском саду.

По результатам работы над данным блоком был так же реализован проект «Кто работает в детском саду». В котором были разработаны и проведены следующие мероприятия: экскурсии по детскому саду; дидактические и настольные игры «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Что лишнее?», «Кто что делает», «Чудесный мешочек». Завершился проект театрализованной игрой «Мы в детском саду»

III блок – комплекс проектов «Моя малая родина»

Цель: воспитание особого отношения к своему краю, любви и уважения к родному городу, знание его истории и культуры.

В ходе реализации проекта «Путешествие по городу Воинской славы – Старый Оскол» решались следующие задачи:

  • Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его жителям.
  • Развивать умение видеть прекрасное вокруг, сохранять его, гордиться своим городом, носящим высокое звание: «Город воинской славы».

В рамках праздничных мероприятий проводился праздник: «Этих дней не смолкнет слава», посвящённый годовщине освобождения Старого Оскола от немецко – фашистских захватчиков.

Продуктом проекта стало изготовление авторской развивающей игры для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «Мой город». Так же по данному блоку были реализованы проекты: «Мой микрорайон» и «Места, где я люблю гулять».

IV блок – комплекс проектов «Моя страна Россия».

Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

В рамках реализации последнего блока были разработаны мини-проекты:

  1. «Я люблю Россию», включающий в себя образовательную деятельность «Главный город нашей страны», д/игру «Чей флаг», «Символы России», изготовление закладок «Гимн России»
  2. «Праздничный календарь», состоящий из беседы «Любимые праздники», д/игры «Определи праздник», продуктивной деятельности «Мой Новый год»
  3. «Города России», включающий в себя изготовление альбома «Крупные города России», беседу «В каком городе ты был», д/игру «Собери целое из частей»

Данные мини-проекты являлись составными частями проекта «Мы дети твои Россия», итогом которого стали фотовыставка «Как одевались наши предки?», выставка детских работ «Русская рубашка» и образовательная деятельность «Народы России».

У дошкольников появились более глубокие знания об истории и природе родного края, города, страны. Дети научились выражать собственное мнение, анализировать сведения, оказывать посильную помощь.

В отличие от обычных средств обучения проектная деятельность значительно расширяет возможности и способствует успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Позволяет не только насытить его большим количеством готовых знаний, но и учит самостоятельно приобретать новые знания.

Библиографический список

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 247с.
  2. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания / М. 1998. С. 135 – 150.
  3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // «Дошкольное воспитание». 2004 № 1. С. 60 – 68.
  4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М. 1980.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь