ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

0
1162

Серых Елена Михайловна
Харыкина Инна Сергеевна
Семенова Наталья Георгиевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
г.Старый Оскол

Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей»секция “Нравственно-патриотическое воспитание через произведения художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, посвященные Великой отечественной войне”

 

Каждый год, в мае, наш народ празднует День Победы в Великой Отечественной войне, которая, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей. Всё меньше остаётся свидетелей тех героических лет, кто мог бы рассказать о подвиге солдат, защищавших нашу Родину, о тружениках тыла, отдававших все свои силы для этой победы.

Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если, мы, взрослые, не передадим свои детям то, что хранится в нашей памяти, о том, что пережили наши дедушки и бабушки во время жестокой отечественной войны, то связь времен прервется. В детском саду в результате целенаправленной воспитательной работы у детей формируются элементы гражданственности и патриотизма. Наша обязанность – помочь сохранить память об исторических фактах, героических поступках защитников нашей Родины.

Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:

  • – знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • – формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • – развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • – расширение представлений о городах России;
  • – развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • – воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • – воспитание уважения к труду.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

материалы в печатный сборник 

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Огромную роль в решении этой задачи играет знакомство дошкольников с произведениями художественной литературы о войне. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества.

Работу по данному направлению мы начинали с создания в книжном уголке мини-библиотеки, где были размещены книги для дошкольников о Великой Отечественной войне: поэзия, народное творчество и рассказы о войне.

Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Особое внимание в нашем детском саду уделяется истории военных лет нашего края. Рассказы о нашем родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду.

В каждой группе старшего дошкольного возраста созданы отдельные уголки патриотического воспитания, где имеется художественная литературы (рассказы, сказки, былины, поэзия советских писателей и поэтов, а также и наших белгородских писателей).

Здесь используются стихи Е. Сыроватского «Старый Оскол», Б. Шамраева «Старый Оскол. Гимн городу», Л. Пичиневской «Самый красивый город Старый Оскол», и др. Также мы не можем не рассказать детям о сборнике «Слово о бойце», в который вошли стихотворения белгородских поэтов. Дети с интересом слушают стихотворения и с удовольствием заучивают их наизусть. Например, такие стихи, как М. Бурцева «Прохоровское поле», В. Михалева «После славы». Это знакомство вызвало у детей желание провести экскурсию по Аллее Славы нашего города – города воинской славы.

В беседе дети узнали смысл некоторых пословиц, как «Жить – Родине служить!», «Береги землю родимую, как мать родную», «Тот герой, кто за родину горой» многие другие пословицы о Родине.

Очень понравились детям стихотворения А. Барто о войне : «Я с войны», «Мой брат уходит на войну», «Вернулся» и другие. Также огромные впечатления оставили стихотворения А. Митяева «Почему армия родная», «Дедушкин орден»; М. Исаковского «Навек запомни» и др.

Такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал. Героизм, мужество, готовность на подвиг во имя Родины – такие черты видят дети в героях литературных произведений.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам, волнуются, впервые осознают беспощадность войны к простым людям и жестокость, негодуют против нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Таким образом, суть патриотического воспитания состоится в изучении художественных произведений (формирование у детей образа героя, защитника своей земли. Способствует пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству, из чувства ответственности перед народом.

Список литературы:

  1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Дошкольникам о защитниках Отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской. – Москва: Сфера, 2006.
  3. Как научить детей любить Родину/ Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. – М., 2005.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь