Материал педагогов участвует в Международном фестивале патриотического и духовно-нравственного направления “Родная сторона”, конкурс “Моя малая родина”
Коровенко НатальяВладимировна,
Воспитатель,
Момот Любовь Васильевна,
Воспитатель,
Беликова Александра Александровна
Старший воспитатель
МБДОУ ДС №25 «Троицкий»
г. Старый Оскол
Консультации
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культуре и истории родного края
На сегодняшний день, как, кстати, и всегда, патриотическое воспитание детей-дошкольников не утратило своей актуальности. Психологические особенности детей предшкольного возраста таковы, что детям этого возраста присущи сопереживание, сочувствие, любознательность. Как нельзя лучше, это время подходит для воспитания в детях чувства патриотизма. Под словом «патриотизм» принято понимать любовь к Родине.
Начатки формирования понятия своей сопричастности к Родине определяются от отношений в семье, от сохранения традиций, уважения к истории родственных поколений. Зная историю своего народа, судьбы известных земляков, уважая обычаи своей земли, человек терпимей и ответственней относится к себе и окружающим людям.
Устойчивая позиция некоторых СМИ в тенденции воспитания образованного потребителя и в возвышении материальных ценностей над духовными неприемлема. Как же следует строить деятельность по патриотическому воспитанию?
Становлению понимания ребенком окружающей действительности, нравственных основ, представлений о семейных ценностях помогает личный пример взрослого, т.е. родителя, воспитателя. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к прошлому родной земли, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству – все эти задачи решаются воспитателями посредством разносторонней творческой деятельности, ведь преобладающими в патриотическом воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.
Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Кто же может служить достойным примером для подрастающего поколения, как не русские герои – полководцы. Нами используются в работе видеофрагменты, мультимедийные презентации. Мероприятия на данную тематику способствуют воспитанию уважения к защитникам Отечества, развитию интереса к русской военной истории, формируют чувство уважения, гордости, сопереживания, симпатии к воинам – защитникам Родины.
Эти задачи можно решить, умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, проведением военно-патриотических олимпиад, посещением музеев, памятников воинской славы, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Благодаря проводимым мероприятиям, у детей формируется интерес к истории своего народа, сохранению патриотических традиций старших поколений. Проводимые нами военно-спортивные соревнования развивают в детях такие качества, как выдержка, чувство коллективизма, сдержанность, настойчивость.
Литературных произведений для игр-драматизаций чисто патриотического содержания для дошкольников не много. Мы стараемся вложить в эти игры воспитательное значение – мальчики надевают военную форму, в руках у них почти как настоящие автоматы, они «ловят» врага-шпиона. И они начинают чувствовать себя настоящими пограничниками, защитниками Родины, смелыми, сильными, ловкими.
Год от года укрепляется традиция участия семей в великом праздновании Дня Победы – шествии «Бессмертный Полк». Смотришь на детей, шагающих рядом с родителями, и удивляешься недетской серьезности и торжественности их лиц в этот день.
Мы призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, довести до понимания ценность родной земли. Каждый из нас знает: любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь. То есть, через практическую деятельность, происходит становление духовно-нравственной основы личности ребенка, формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине.
Литература
1.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
2.Новицкая М.Ю.. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линко-Пресс, 2003.