Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи

0
1929

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

“Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи” (из опыта работы)

 

Я много лет работаю в группе детей, имеющих диагноз – общее недоразвитие речи III уровня (ОНР). Это дети, со сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. У детей недостаточный активный словарь, нарушения звукопроизношения, имеются недостатки произношения, которые выражаются в искажении, замене и смешивании звуков. С этими детьми работает учитель – логопед. Нам же, воспитателям коррекционных групп, нужно так же работать над овладением детьми самостоятельной, грамматически правильной речью, правильным звукопроизношением, что позволит подготовить ребёнка к успешному обучению в школе. В дошкольный период происходит формирование речи ребёнка, это является необходимым условием полноценного развития личности. Стоит заметить, что число детей с речевой патологией возрастает с каждым годом. Чтобы добиваться положительной динамики в процессе устранения речевых нарушений стараюсь внедрить в практику моей работы с детьми нетрадиционные методы и приёмы.

У дошкольников с ОНР наблюдаются неточные, некоординированные движения пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой, поэтому развивать пальцы рук, просто необходимо. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста является очень актуальной и сегодня. Чем больше умеют руки, тем умнее становится ребёнок. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него развита речь и мыслительные процессы. Пальчиковая гимнастика или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики для детей с ОНР. Дети с удовольствием выполняют гимнастику с пальчиками. Им нравится показывать сказки руками, инсценировать истории, стихи, показывать пальчиковый театр. Эти пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В своей работе я использую пальчиковые игры каждый день. Очень любят дети выполнять пальчиковую гимнастику в стихах, точно выполняя определённые действия. Эти упражнения не только помогают развивать пальчики, но и тренируют память, и ребенок лучше запоминает стихи. Дети моей группы выполняют действия с пальчиками в игровом упражнении «Золушка». Они так старательно перебирают крупу и фасоль! Так же им нравятся простые упражнения для тренировки мелкой мускулатуры, такие как:

  1. ​ Катание карандашей.
  2. Выкладывание рисунка по трафарету палочками и спичками.
  3. Упражнения с носовым платком: «Медведь застрял» и «Проглот».
  4. Игры с цветными клубочками, ленточками, шнурками.
  5. Упражнения с грецким орехом и пластиковыми крышками.
материалы в печатный сборник 

Нравятся моим ребятишками упражнения с прищепками. Это не только пальчиковая гимнастика, но и массаж биологически активных зон, что так же полезно детям с нарушениями речи.

Дети очень любят раскраски, штриховки, рисование кисточкой, карандашами, пальцем. С удовольствием лепят из пластилина. В группе имеются различные виды конструктора, мозаики.

Пальчиковая гимнастика – это развитие движений пальцев. Казалось, что там провести пальчиковую гимнастику? Очень просто. Да, я согласна. Но всё же правила проведения данной гимнастики нужно соблюдать. Нужно помнить главное – пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно. После того, как дети выполнили пальчиковую гимнастику, обязательно расслабляем пальцы, это просто потрясти кистями рук. Так как у меня в группе будущие школьники, а для обучения в школе важно, чтобы у ребёнка хорошо были развиты мышцы мелкой моторики, то больше нажим я делаю на то, чтобы дети занимались рисованием, раскрасками, штриховками, лепкой. Частенько, для самостоятельной деятельности разрешаю пользоваться ножницами (под присмотром), так как резать бумагу на мелкие кусочки – очень полезно, а ещё лучше – рвать её руками, выкраивая, допустим, снежинки, а потом рассмотреть и сравнить, чьи руки были более «волшебные». Зная, что без игры нет, и не может быть полноценного развития, я использую различные игры на развитие мелкой моторики рук. В группе имеются пособия, требующие умения шнуровать, открывать и закрывать замочки, расстегнуть застёжки – молнии, застегнуть пуговицы. Всё это ведёт и к развитию внимания, сосредоточенности, ловкости рук. С родителями мы ведём постоянную работу, обучаем правилам пальчиковой гимнастики. Проводим практикумы и игровые тренинги, мастер – классы. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям по развитию мелкой моторики, я решаю сразу две задачи: во-первых – развиваю ребёнка интеллектуально, во-вторых, готовлю руку ребёнка к овладению навыкам письма, что позволит избежать проблем при обучении в школе. Дети моей группы очень любят складывать кубики, играть с песком, конструировать из ракушек и морских камешек, которых в группе достаточное количество. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Что внутри» тоже оказывают положительное действие на развитие пальчиков. Увлекают детей игры и упражнения для тренировки пальцев сочетающиеся с речью детей. Любимое детьми упражнение «Проглот» – это действия с носовым платком. Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой:

«У меня живёт проглот,
Всё подряд проглот жуёт,
Вот и стало у проглота
Брюхо как у бегемота!»

А, вообще пальчиковые игры с платочком – это кладезь для развития речи, мышления, внимания, воображения. Эти игры просты в исполнении, но они так увлекательны и эффективны для развития детей с патологией речи. Я включаю эти игры в ежедневные занятия с детьми, а также в любое свободное время. Много игр и упражнений я провожу с детьми по развитию мелкой моторики, но два приёма, которые сильно любимы мной и детьми – это:

1. Упражнения по словесному заданию. Как это происходит. Дети сидят за столом, у каждого в руках может быть фасоль, пшеница, крышки, ракушки, ленточки, карандаши. Я читаю выдержку из стихотворения, а дети выкладывают или зарисовывают, то, что нужно, из своего материала. Это так увлекает! В группе имеется целая картотека этих стихотворных выдержек по разным темам. Предлагаю некоторые из них.

1.Посмотрите-ка вокруг!
Весело рисуем круг.

2. Змея шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву «ш –ш –ш».

3.Вот зеленый огурец,
Ах, какой он молодец,
Он под листиком живёт
На овал очень похож.

4. Радуга-дуга,
Подавай дождя!

5. Рыбка хвостиком виляет,
Грациозно проплывает,

6. На кораблике с тобой
Мы по морю поплывем.

7. Дом в котором я живу,
Вот сейчас для вас сложу
Вот квадратик, треугольник,
Получился целый домик!

8. Расцвели тюльпанчики –
Жёлтые стаканчики,

9.Что морковь весьма полезна,
Это всем давно известно.

10. А вот это цифра два,
Полюбуйся, какова!
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

11. У меня в руке флажок!
Посмотри скорей, дружок.

12. Погремушка, погремушка,
Моя первая игрушка,

13. По дорожке шли –
И грибок нашли.

14. Листик падает, кружится
И под ноги мне ложится.»

Вот такие маленькие стихи, а требуют от детей столько силы, выносливости и такого напряжения всех групп мышц. Ведь всем известно, что усадить гиперактивных детей, а потом ещё удержать их внимание очень непросто. А эти упражнения просто завораживают их, и они очень старательно их выполняют.

2 приём – «Мудра – йога» для пальцев рук.

Недаром народная мудрость гласит: «Все в руках человека». Руки могут заменить собой зрение, речь, слух. Могут погладить по головке, стукнуть обидчика, прибить гвоздь, приготовить еду и сшить платье. Но, оказывается, пальцы рук и ладони – это и своеобразные «окна» нашего здоровья. Это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами. Мы с детьми уже выучили некоторые мудры. Это: «Спасающая жизнь», «Поднимающая», Мудра «жизни». Я знаю, что так как мы выполняем эти мудры, здоровью не поможешь, но и не навредишь. Детям складывать пальцы даётся не так – то легко, приходится потрудиться, для них складывать пальчики в замысловатые фигуры – и игра, и удовольствие. Главное – заставлять их ни в коем случае нельзя! Дети должны выполнять эти упражнения только по собственному желанию и под наблюдением взрослых. Выполнение мудры это не только пальчиковая гимнастика, но ещё и гимнастика ума. Видели бы вы, как сосредоточено они ищут нужные пальцы и соединяют их. Благодаря этим упражнениям я без труда выучила с ними названия пальцев. Потому что невозможно выполнить эти действия без этих названий.

После физической нагрузки мы обязательно выполняем «Мудру жизни». Она способствует восстановлению сил, повышает работоспособность, дает бодрость, выносливость, улучшает общее самочувствие. Дети соединяют подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев вместе, остальные пальцы свободно выпрямлены. Выполняют обеими рука одновременно. Вот так тренируя пальчики детей, я учу ребёнка, имеющего задержку речевого развития общаться, слушать, говорить и понимать обращённую речь, ведь от своевременной коррекции нарушений речи, формирования правильного звукопроизношения зависит общая культура речи ребёнка, полноценное речевое общение, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем усвоение школьной программы.

Шипицына Зоя Николаевна
воспитатель
МДОБУ детский сад №1
МО Кореновский район

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь