ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» В ДОУ

0
1441

Всероссийский ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «МЕТОДИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» 20 марта – 20 мая 2021 г.

Кропивницкая Наталья Алексеевна,

воспитатель

Симонова Светлана Юрьевна,

воспитатель

Белгородская область г. Старый Оскол

МБДОУ Д/С №44 «Золушка»

Рекламное сообщение     

«Здоровье с пеленок»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» В ДОУ

      Актуальность и значимость проблемы здоровьесбережения и здоровьеформирования у детей раннего возраста не вызывает сомнений: данный возрастной период в жизни ребенка – один из наиболее ответственных и важных, так как именно в раннем возрасте закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, закрепляются привычки и потребности в здоровом образе жизни. Приоритетная задача ДОУ в данном аспекте – закрепление потребности ребенка к поддержанию и укреплению своего здоровья, формирование основ здорового образа жизни как фундаментальной ценности. Данная задача решается в ДОУ путем создания и реализации целостной педагогической системы по формированию и сохранению всех компонентов здоровья и благополучия воспитанников: психического, физического и социального здоровья.

     Технология здоровьесбережения и здоровьеформирования детей направлена на воспитание культуры здоровья воспитанников ДОУ, формирование у детей осознанного отношения к себе, к своему организму, к особенностям здорового образа жизни, а также на накопление знаний о здоровом образе жизни и его поддержании [2, С.73].

      В практике современного ДОУ активно используются педагогами такие технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования, как утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, физкультминутки, дыхательная и артикуляционная гимнастика во время НОД, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз, подвижные игры в различные режимные моменты детского сада, закаливающие процедуры, самомассаж, активный отдых, прогулки на свежем воздухе, а также беседы о здоровье.

      С уверенностью можно заявить, что ни одна, даже самая лучшая и апробированная на практике физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в комплексе и не совершенствуется в зависимости от потребностей детей, их родителей, педагогов и общества в целом. Именно поэтому традиционные методы и средства здоровьесберегающей технологии необходимо пополнять методами инновационными.

     С целью совершенствования целостной педагогической системы по формированию и сохранению физического, психического и социального здоровья воспитанников, в МБДОУ №44 г. Старый Оскол Белгородской области апробируются и внедряются инновационные методы, средства и приемы в рамках здоровьесберегающей технологии. Так, в 2020-2021 учебном году на базе МБДОУ №44 г. Старый Оскол Белгородской области во второй группе раннего возраста мною был разработан и реализован проект на тему: «Организация игровых образовательных ситуаций на тему «Основы здорового образа жизни» во второй группе раннего возраста ДОУ».

      В основу проекта по организации игровых образовательных ситуаций для детей раннего возраста заложены положения о том, что:
1) одной из важных составляющих здоровья является двигательная активность детей; 2) формирование основ здорового образа жизни невозможно без осознания и закрепление потребности ребенка к поддержанию и укреплению своего здоровья. Эти две составляющие ЗОЖ «знание и осознание + двигательная активность» стали базисом для серии игровых образовательных ситуаций для детей.

      Игровые образовательные ситуации на тему «Основы здорового образа жизни» во второй группе раннего возраста МБДОУ №44 г. Старый Оскол Белгородской области проводятся 2 раза в неделю в свободное время. Данные образовательные ситуации  условно разделяются на два этапа по 6-10 минут каждый. На первом этапе с детьми организуются дидактические игры по формированию потребностей и привычек к здоровому образу жизни, формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ. На втором этапе с детьми реализуются игры подвижные.

      Особенности организации игровых образовательных ситуаций «Основы здорового образа жизни» в ДОУ покажем на конкретном примере. Так, на занятии 1 мною были организованы дидактическая игра «Путаница» и подвижная игра «Мыши и кот». Целью дидактической игры «Путаница» явилась систематизация представлений детей о здоровье и поддержании здорового образа жизни. Ход игры: на интерактивной доске в произвольном порядке педагог размещает иллюстрации с изображением различных режимных моментов в жизни ребенка (прогулка, завтрак, умывание, зарядка, сон, дневной сон и т.д.) и просит детей разложить эти иллюстрации в правильном порядке, объяснить и обосновать их очередность. Затем педагог предлагает детям показать одно из своих самых любимых упражнений во время утренней зарядке. Для перехода ко второму этапу (подвижная игра) педагог формулирует вывод о том, что в основу здорового образа жизни и его поддержания заложена, как видно на картинках, двигательная активность человека, поэтому так важно чаще двигаться и делать зарядку каждый день. «Основа здоровья – это движение, поэтому, ребята, давайте поиграем в интересную подвижную игру!». Далее с детьми организуется второй этап образовательной ситуации – подвижная игра. Например, игра «Мыши и кот». Ребенок, играющий роль кота, делает вид, что заснул под музыку. Остальные дети, мышки, танцуют под музыку, свободно передвигаясь по помещению. Когда педагог ударяет в бубен (сигнал для кота), кот просыпается и начинает ловить мышей. Первый, кто «попался в лапы коту», становится ловящим и игра начинается заново. Игра длится 6-10 минут, направлена на развитие моторики, слухового и зрительного внимания, координации движения и оптико-пространственных представлений, быстроты реакции, ловкости. Таким образом, в ходе одного занятия решаются две дидактические задачи: развитие представлений о здоровом образе жизни и развитие двигательной активности детей.

      Посредством дидактических и подвижных игр, таким образом, у детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье, расширяются представления о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья, развивается двигательная активность детей как одна из важных составляющих здоровья.

     Реализация проекта «Организация игровых образовательных ситуаций на тему «Основы здорового образа жизни» во второй группе раннего возраста ДОУ» позволила усовершенствовать и дополнить целостную педагогическую систему по формированию и сохранению физического, психического и социального здоровья воспитанников во второй группе раннего возраста МБДОУ №44 г. Старый Оскол Белгородской области.

Литература

  1. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети [Текст]: пособие для дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2016. – 204с.
  2. Ничепай О.Н. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду [Текст] / О.Н. Ничепай // Педагогическая наука и практика, 2017. – №4. – С.73-77.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь