Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», март — 2021
Фатхуллова Римма Загитовна
Бдиева Гульфия Иршатовна
Гордеева Любовь Викторовна
воспитатели
МБДОУ ЦРР-детский сад №242
г. Ульяновск
«ОСЕНИНЫ» – ПОСИДЕЛКИ
старший дошкольный возраст,
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству, традициям и обычаям.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями народов Ульяновской области; закрепить знания детей о быте русского, татарского и чувашского народов с помощью героев-домовых.
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие фольклорных национальных произведений; развивать внимание, любознательность, творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать любовь к малой родине, уважение к истокам национальных культур.
Материал и оборудование: столы с выставочными изделиями рукоделия русского, татарского и чувашского народов; мини-избы народов с печкой, с самоваром, с веником; атрибуты к играм.
Зал украшен под музей народных изб (русской, татарской, чувашской).
Появляются в русских сарафанах Петровна и Михайловна (девочки).
Петровна: Дни давно короче стали, листья золотом горят.
Улетают птичьи стаи за далёкие моря.
Михайловна: Стало всё вокруг уныло, снова осень наступила.
Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.
Петровна: Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт.
Михайловна: Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.
Петровна: Может кто-нибудь придёт? Сказку скажет, иль споёт?
Михайловна: Очень рады мы гостям! Приходите в гости к нам!
Петровна: Смотри, Михайловна, вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут, песню запевают.
Под веселую русскую народную музыку заходят гости-дети в национальных костюмах, за ними взрослые.
(Воспитатель- в роли хозяйки русской избы)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие.
Милости прошу ко мне в избу.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
Теплый дух идет от печки,
А в углу сундук стоит-
Много он добра хранит.
(Взрослые проходят садятся пока на стульчики.)
Ребенок. На завалинке, в светёлке
Иль на бревнышках каких,
Собирались на посиделки,
Без общенья жизни нет.
Ребенок: Быт людей отмечен веком.
Поменялся странный мир:
Нынче все мы – по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Ребенок: Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Ребенок: Если вы «в своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.
Ребенок: Отдых — это не безделки.
Время игр и новостей.
Ребенок. Начинаем посиделки!
Ребенок. Открываем посиделки!
Все хором. Для друзей и для гостей!
Хозяйка: А наши посиделки сегодня посвящены Осени. Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки, читать осенние стихи.
Песню звонко запоём, посиделки мы начнем.
Дети исполняют песню «Осенины в гости к нам пришла»
Хозяйка: Праздник уж в разгаре, а осени всё нет.
Ребята, давайте осень дружно позовем: Осень, осень, в гости просим.
Дети повторяют: Осень, осень, в гости просим.
Входит Осень (С осенней веточкой в руках).
Осень: Здравствуйте, мои друзья!
Знайте, Осень – это я.
Сколько вижу я детей,
Сколько вижу я гостей.
Торопилась я закончить все дела.
Старательно землю дождем полила.
Про птиц не забыла, на юг проводила.
В полях и садах урожай собрала.
Дарила вам разные фрукты сначала,
Потом вас грибами я угощала,
Арбузами, дынями и виноградом.
Вам нравится осень, вы осени рады?
Дети: Да!!!!
Дети садятся
Осень: К вам пришла я не с пустыми руками, а с сундучком, полным сюрпризов. Мы сейчас заглянем и посмотрим, что же в нём. (достаёт овощ)
Урожай поспел у нас, поведем о нём рассказ.
Сценка с овощами «Хозяйка с базара пришла» В. Тувима.
Хозяйка: Вот так на посиделки гости заглядывали, хозяев развлекали.
Тише, тише, что-то странное я слышу. Ребята, это ведь с моего волшебного сундука, говорила я, что он непростой! Ой, а кто это к нам в гости пришел?
(Слышится кряхтение, появляется домовенок Кузя. Оглядывается, ворчит.)
Кузька: О, народу-то в избе, народу. Откуда только попришли-понаехали?
А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила. А что зимой есть будем?
Хозяйка: Не будь таким жадным, Кузька!
Кузька: Я не жадный, я домовитый. Зима длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает и помрет. Вот наплачетесь-то!
Хозяйка: Не волнуйся ты так, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.
Кузька: Боюся! Их вона как много, а я такой у вас один. Эй, вы, все там! Кузька я! Понятно? Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.
Хозяйка: Я хозяйка дома, ты же узнал меня, Кузя? Это наши гости сегодня, познакомься. Не бойся ты никого, здесь все добрые, приветливые. Лучше пойди и с гостями поздоровайся, да о себе расскажи.
Кузя: Я заволновался, кто же тут шумит? Ведь я домовой-домовенок Кузя.
А вы кто? (подходит к Осени)
Осень: Меня зовут Осень, сегодня мой праздник: «Осенины посиделки». Побудь с нами на празднике, Кузя!
Кузя: Спасибо! Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Вы меня никогда никто не видите,
А я за вами всеми слежу!
Хозяйка: Правда ведь, ребята, он сказочный? Понравился Кузя вам? А давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
Игра «Домовой»
Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу.
Дети: Кузя, Кузя Домовой, мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя показывает движения, что делать ребятам, а дети – повторяют под музыку, Домовенок-домовой)
Кузя: Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленый погляжу.
- Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
- На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (Полотенце)
- Деревянный хоровод не пускает в огород. (Забор)
Кузя: Ой, сейчас самая тяжёлая загадка, ни за что не угадаете. Слушайте внимательнее: Всех кормлю с охотою, а сама безротая? (Дети отгадывают).
Кузя: Ну, ребята – молодцы, постарались от души.
Осень: Ребята, посмотрите, что у меня в сундучке. Да это же ложки расписные, я их сегодня подарю в вашу избу.
Хозяйка: Спасибо Осень за такой подарок!
Кузя: Ох, устал я посижу!
Осень: Хорошо у вас на посиделках, весело, но у меня есть еще два приглашения, пойду к другим ребяткам.
Проходит Осень дальше, там татарская изба, встречает Хужабикә в татарском костюме и дети татары.
Хужабикә: Исәнме, Көз кызы, хәерле көн!
Бездә Орчык бәйрәме! (Праздник Веретена)
Көзге эшләр беткәч,
Бакчалар җыеп , көтү кайткач,
Уздыра безнең халык.
Мин дә өйне җыеп куйдым,
Матур итеп, кунарлар көтеп.
Әйдәгез, кунаклар, керегез,
Түрләргә узыгыз,
Уйнык, җырлык, биик,
Дуслар белән бәйрәм итик.
Осень: Я ведь не зря время года
Понимаю всех всегда.
Сейчас приглашаю в круг
На игру я вас, друзья.
(Идет в избу хозяйки за самоваром, хочет поднять не получается), и голос:
Өй сакчысы(татарский домовой): Мине оныттыгыз, мин дә уйныйм!
Правила: Өй сакчысы на голову одевает атрибут с рисунком самовара, а дети берут в руки рисунки с национальными татарскими блюдами.Самовар идет по кругу, дети говорят слова:Там, там, тамчы там,
Тамуынны яратам,
Там, там, тамчы там,
Тамуынны яратам.
Самовардан темле итеп,
Чәй эчәрге яратам.
Перед кем встает самовар, спрашивает: с чем любишь пить чай? Ребенок показывает картинку и называет блюдо. Игра повторяется 2 раза и 3 раз на русском языке.
С самовара льется чай
Самовару не мешай
Ох, с самовара льется чай
Ложку с медом мне подай
Дуем, дуем, чай мы пьем
Потом хором все споем….
Хужабикә: Поиграли на славу все блюда назвали,
Кто же наш самовар, отгадали вы друзья?
Домовой: Өй сакчысы домовой по-татарски
Он дом от сглаза бережет,
Всем добра и счастья желает.
Танец Татарский «Тюбетейка»
Өй сакчысы: За печкой завалялся клубок с нитками,
Поиграем парами, намотаем руками.
Игра «Клубок»
Правила: двое детей встают друг против друга на расстоянии и берут концы ниток, один маленький клубок, в середину заранее завязывается бантик, под счет кто быстрее накрутит нитки.
Хужабикә: Дети, это мои нитки. Раньше после полевых работ собирались женщины в доме, пряли, вязали, разговоры вели, песни пели. Я вот сегодня тоже вечером гостей еще жду, а вам спасибо, что ко мне зашли.
Осень: Я тоже пойду в третий дом, но вам Хужабикә в подарок оставлю новое веретено, свяжете носочки будет всем тепло.
Осень: Проходит в дом третьей хозяйки, там встречает чувашская хозяйка.
Хозяйка: Ыра кун пурне те! (Добрый день!)
Уяв ячепе саламлатпар! (Поздравляем с праздником!)
Ырлах- сывлах! (Здоровья!)
Иксемли телей сунатпар!» (Счастья всем желаем!)
Все: Пире Улах ларма ирек паратар-и? (Разрешите нам устроить посиделки?)
Из зала: Паратпар, паратпар!
Тархасшан, палах паратпар. (Пожалуйста!)
Домовой: Как интересно! А вы знаете как меня по – чувашски зовут?
Дети: Хертсурт.
Хозяйка: Ребята, я хочу вас познакомить с элементами чувашской национальной традиции «Улах» – посиделок. Поздней осенью после завершения сельскохозяйственных работ молодежь села вечерами собиралась на посиделки. Посиделки начинались с Покрова дня и продолжались до Масленицы. На посиделках пели песни под гармошку, играли в игры…
Песня «Кукамипе кукаси»
Домовой: Как интересно!
Давайте поиграем в чувашскую народную игру: «Сакар песеретеп».
Пекарь (Сакар песерекен)
Среди игроков выбирается водящий- пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб» («Эпе сакар песеретеп»)
Игроки: «Успеешь ли испечь?» (Елькеретень –и?)
Пекарь: «Успею». (Елькеретеп!)
Игроки: «Сумеешь ли догнать? (Ховаласа ситетен – и?)
Пекарь: «Попробую!» (Торошатоп!)
Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.
Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.
Танец: «Чувашская плясовая»
В конце выходят три хозяйки, Домовые (русского, татарского и чувашского народов) и Осень.
Песня «Осень» (вместе с детьми в полукруге).
Осень: Осень за окном. Как я хороша,
Я с разноцветным нарядом –
Яркой окраской деревьев, богатством
Всевозможных плодов, хорошим урожаем
Хлеба и овощей.
Осень дарит корзину с яблоками.
Русская хозяйка дарит Кузе доску, расписанную городецкой росписью.
Хозяйка– татарка дарит Өй сакчысына платочек с вышитый татарским орнаментом,
Чувашка дарят Хертсурту вязаные тапочки
Хозяйка: Мы говорим: «Спасибо вам,
Всем сегодняшним гостям.
Наш долг – традиции хранить,
Культуру предков возродить».