«ОСЕНИНЫ» – ПОСИДЕЛКИ

0
1954

Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», март — 2021

Фатхуллова Римма Загитовна

Бдиева Гульфия Иршатовна

Гордеева Любовь Викторовна

воспитатели

МБДОУ ЦРР-детский сад №242

г. Ульяновск

Рекламное сообщение     

«ОСЕНИНЫ» – ПОСИДЕЛКИ

старший дошкольный возраст,

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству, традициям и обычаям.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями народов Ульяновской области; закрепить знания детей о быте русского, татарского и чувашского народов с помощью героев-домовых.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие фольклорных национальных произведений; развивать внимание, любознательность, творческие способности.

Воспитательные: Воспитывать любовь к малой родине, уважение к истокам национальных культур.

Материал и оборудование: столы с выставочными изделиями рукоделия русского, татарского и чувашского народов; мини-избы народов с печкой, с самоваром, с веником; атрибуты к играм.

Зал украшен под музей народных изб (русской, татарской, чувашской).

Появляются в русских сарафанах Петровна и Михайловна (девочки).

Петровна: Дни давно короче стали, листья золотом горят.

Улетают птичьи стаи за далёкие моря.

Михайловна: Стало всё вокруг уныло, снова осень наступила.

Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.

Петровна: Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт.

Михайловна: Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.

Петровна: Может кто-нибудь придёт? Сказку скажет, иль споёт?

Михайловна: Очень рады мы гостям! Приходите в гости к нам!

Петровна: Смотри, Михайловна, вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут, песню запевают.

Под веселую русскую народную музыку заходят гости-дети в национальных костюмах, за ними взрослые.

(Воспитатель- в роли хозяйки русской избы)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие.

Милости прошу ко мне в избу.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

Теплый дух идет от печки,

А в углу сундук стоит-

Много он добра хранит.

(Взрослые проходят садятся пока на стульчики.)

Ребенок. На завалинке, в светёлке

Иль на бревнышках каких,

Собирались на посиделки,

Без общенья жизни нет.

Ребенок: Быт людей отмечен веком.

Поменялся странный мир:

Нынче все мы – по «сусекам»

Личных дел или квартир.

Ребенок: Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Ребенок: Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Ребенок: Отдых — это не безделки.

Время игр и новостей.

Ребенок. Начинаем посиделки!

Ребенок. Открываем посиделки!

Все хором. Для друзей и для гостей!

Хозяйка: А наши посиделки сегодня посвящены Осени. Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки, читать осенние стихи.

Песню звонко запоём, посиделки мы начнем.

Дети исполняют песню «Осенины в гости к нам пришла»

Хозяйка: Праздник уж в разгаре, а осени всё нет.

Ребята, давайте осень дружно позовем: Осень, осень, в гости просим.

Дети повторяют: Осень, осень, в гости просим.

Входит Осень (С осенней веточкой в руках).

Осень: Здравствуйте, мои друзья!

Знайте, Осень – это я.

Сколько вижу я детей,

Сколько вижу я гостей.

Торопилась я закончить все дела.

Старательно землю дождем полила.

Про птиц не забыла, на юг проводила.

В полях и садах урожай собрала.

Дарила вам разные фрукты сначала,

Потом вас грибами я угощала,

Арбузами, дынями и виноградом.

Вам нравится осень, вы осени рады?

Дети: Да!!!!

Дети садятся

Осень: К вам пришла я не с пустыми руками, а с сундучком, полным сюрпризов. Мы сейчас заглянем и посмотрим, что же в нём. (достаёт овощ)

Урожай поспел у нас, поведем о нём рассказ.

Сценка с овощами «Хозяйка с базара пришла» В. Тувима.

Хозяйка: Вот так на посиделки гости заглядывали, хозяев развлекали.

Тише, тише, что-то странное я слышу. Ребята, это ведь с моего волшебного сундука, говорила я, что он непростой! Ой, а кто это к нам в гости пришел?

(Слышится кряхтение, появляется домовенок Кузя. Оглядывается, ворчит.)

Кузька: О, народу-то в избе, народу. Откуда только попришли-понаехали?

А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила. А что зимой есть будем?

Хозяйка: Не будь таким жадным, Кузька!

Кузька: Я не жадный, я домовитый. Зима длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает и помрет. Вот наплачетесь-то!

Хозяйка: Не волнуйся ты так, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.

Кузька: Боюся! Их вона как много, а я такой у вас один. Эй, вы, все там! Кузька я! Понятно? Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.

Хозяйка: Я хозяйка дома, ты же узнал меня, Кузя? Это наши гости сегодня, познакомься. Не бойся ты никого, здесь все добрые, приветливые. Лучше пойди и с гостями поздоровайся, да о себе расскажи.

Кузя: Я заволновался, кто же тут шумит? Ведь я домовой-домовенок Кузя.

А вы кто? (подходит к Осени)

Осень: Меня зовут Осень, сегодня мой праздник: «Осенины посиделки». Побудь с нами на празднике, Кузя!

Кузя: Спасибо! Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Вы меня никогда никто не видите,

А я за вами всеми слежу!

Хозяйка: Правда ведь, ребята, он сказочный? Понравился Кузя вам? А давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

Игра «Домовой»

Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу.

Дети: Кузя, Кузя Домовой, мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя показывает движения, что делать ребятам, а дети – повторяют под музыку, Домовенок-домовой)

Кузя: Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый погляжу.

  1. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
  2. На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (Полотенце)
  3. Деревянный хоровод не пускает в огород. (Забор)

Кузя: Ой, сейчас самая тяжёлая загадка, ни за что не угадаете. Слушайте внимательнее: Всех кормлю с охотою, а сама безротая? (Дети отгадывают).

Кузя: Ну, ребята – молодцы, постарались от души.

Осень: Ребята, посмотрите, что у меня в сундучке. Да это же ложки расписные, я их сегодня подарю в вашу избу.

Хозяйка: Спасибо Осень за такой подарок!

Кузя: Ох, устал я посижу!

Осень: Хорошо у вас на посиделках, весело, но у меня есть еще два приглашения, пойду к другим ребяткам.

Проходит Осень дальше, там татарская изба, встречает Хужабикә в татарском костюме и дети татары.

Хужабикә: Исәнме, Көз кызы, хәерле көн!

Бездә Орчык бәйрәме! (Праздник Веретена)

Көзге эшләр беткәч,

Бакчалар җыеп , көтү кайткач,

Уздыра безнең халык.

Мин дә өйне җыеп куйдым,

Матур итеп, кунарлар көтеп.

Әйдәгез, кунаклар, керегез,

Түрләргә узыгыз,

Уйнык, җырлык, биик,

Дуслар белән бәйрәм итик.

Осень: Я ведь не зря время года

Понимаю всех всегда.

Сейчас приглашаю в круг

На игру я вас, друзья.

(Идет в избу хозяйки за самоваром, хочет поднять не получается), и голос:

Өй сакчысы(татарский домовой): Мине оныттыгыз, мин дә уйныйм!

Правила: Өй сакчысы на голову одевает атрибут с рисунком самовара, а дети берут в руки рисунки с национальными татарскими блюдами.Самовар идет по кругу, дети говорят слова:Там, там, тамчы там,

Тамуынны яратам,

Там, там, тамчы там,

Тамуынны яратам.

Самовардан темле итеп,

Чәй эчәрге яратам.

Перед кем встает самовар, спрашивает: с чем любишь пить чай? Ребенок показывает картинку и называет блюдо. Игра повторяется 2 раза и 3 раз на русском языке.

С самовара льется чай

Самовару не мешай

Ох, с самовара льется чай

Ложку с медом мне подай

Дуем, дуем, чай мы пьем

Потом хором все споем….

Хужабикә: Поиграли на славу все блюда назвали,

Кто же наш самовар, отгадали вы друзья?

Домовой: Өй сакчысы домовой по-татарски

Он дом от сглаза бережет,

Всем добра и счастья желает.

Танец Татарский «Тюбетейка»

Өй сакчысы: За печкой завалялся клубок с нитками,

Поиграем парами, намотаем руками.

Игра «Клубок»

Правила: двое детей встают друг против друга на расстоянии и берут концы ниток, один  маленький клубок, в середину заранее завязывается бантик, под счет кто быстрее накрутит нитки.

Хужабикә: Дети, это мои нитки. Раньше после полевых работ собирались женщины в доме, пряли, вязали, разговоры вели, песни пели. Я вот сегодня тоже вечером гостей еще жду, а вам спасибо, что ко мне зашли.

Осень: Я тоже пойду в третий дом, но вам Хужабикә в подарок оставлю новое веретено, свяжете носочки будет всем тепло.

Осень: Проходит в дом третьей хозяйки, там встречает чувашская хозяйка.

Хозяйка: Ыра кун пурне те! (Добрый день!)

Уяв ячепе саламлатпар! (Поздравляем с праздником!)

Ырлах- сывлах! (Здоровья!)

Иксемли телей сунатпар!» (Счастья всем желаем!)

Все: Пире Улах ларма ирек паратар-и? (Разрешите нам устроить посиделки?)

Из зала: Паратпар, паратпар!

Тархасшан, палах паратпар. (Пожалуйста!)

Домовой: Как интересно! А вы знаете как меня по – чувашски зовут?

Дети: Хертсурт.

Хозяйка: Ребята, я хочу вас познакомить с элементами чувашской национальной традиции «Улах» – посиделок. Поздней осенью после завершения сельскохозяйственных работ молодежь села вечерами собиралась на посиделки. Посиделки начинались с Покрова дня и продолжались до Масленицы. На посиделках пели песни под гармошку, играли в игры…

Песня «Кукамипе кукаси»

Домовой: Как интересно!

Давайте поиграем в чувашскую народную игру: «Сакар песеретеп».

Пекарь (Сакар песерекен)

Среди игроков выбирается водящий- пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб» («Эпе сакар песеретеп»)

Игроки: «Успеешь ли испечь?» (Елькеретень –и?)

Пекарь: «Успею». (Елькеретеп!)

Игроки: «Сумеешь ли догнать? (Ховаласа ситетен – и?)

Пекарь: «Попробую!» (Торошатоп!)

Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.

Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.

Танец: «Чувашская плясовая»

В конце выходят три хозяйки, Домовые (русского, татарского и чувашского народов) и Осень.

Песня «Осень» (вместе с детьми в полукруге).

Осень: Осень за окном. Как я хороша,

Я с разноцветным нарядом –

Яркой окраской деревьев, богатством

Всевозможных плодов, хорошим урожаем

Хлеба и овощей.

Осень дарит корзину с яблоками.

Русская хозяйка дарит Кузе доску, расписанную городецкой росписью.

Хозяйка– татарка дарит Өй сакчысына платочек с вышитый татарским орнаментом,

Чувашка дарят Хертсурту вязаные тапочки

Хозяйка: Мы говорим: «Спасибо вам,

Всем сегодняшним гостям.

Наш долг – традиции хранить,

Культуру предков возродить».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь