Организация развивающей предметно-пространственной среды для экологического воспитания дошкольников

Буткевич Инга Сергеевна
Колесникова Нина Фёдоровна
воспитатели
МБДОУ ДС  № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ», формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»

 

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что, в конечном итоге, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Создание и поддержание экологической среды в ДОО, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

На решение задач по ознакомлению детей с природой направлено создание уголка природы. Уголок эстетически оформлен и оснащён разными материалами и пособиями: комнатными растениями (с учётом возрастных особенностей воспитанников) и необходимыми инструментами по уходу за ними. «Зелёная аптека», мини-огород, дидактические игры, наглядно-дидактические пособия из серии «Мир в картинках» («Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т.д., моделями «Признаки живой природы», «Потребности растений», «Развитие», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Отличие: птицы и звери».

Оснащён макетами природных и климатических зон «Север», «Юг», «Лес»; коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек;гербарии, аудиозаписи со звуками природы.

Развивать память и мышление дошкольников помогают наблюдения за явлениями природы и фиксация их результатов в уголках природы, календаре погоды и календаре наблюдений.Это приучает ребёнка бережнее относиться и к своему здоровью, и к природе родного края.

Рекламное сообщение     

Экспериментальный уголок с мини-лабораторией, имеет всё необходимое для проведения опытов: микроскоп, увеличительные стёкла, магниты, разнообразные ёмкости, мерные ложки, материал для игр с песком, водой, мыльной пеной, природные материалы.

Все объекты уголка природы безопасны: не ядовиты, не агрессивны. Это дает возможность привлекать детей к самостоятельному ежедневному уходу за ними, что обеспечивает формирование у них необходимых для любого экологически грамотного человека трудовых навыков.

Прогулки по участку детского сада закрепляют умения детей правильно вести себя в природе, не ломать кустов, веток, не оставлять мусор, оказывать посильную помощь при поливе цветов на клумбах. Сад-огород предназначен для того, чтобы на практике показывать детям как сажают семена растений и овощных культур. Дошкольники учатся наблюдать за посадкой и всходами семян, ухаживают за растениями, получают знания о садовых и огородных растениях, принимают активное участие в процессе. Ежедневный контакт с объектами живой природы развивает у детей наблюдательность, способность к сопереживанию и, что самое главное, формирует чувство ответственности за состояние своих зеленых друзей: если мы им не поможем, им никто другой не поможет, поскольку никого, кроме нас, здесь нет.

Собранный природный материал, используем не только при формировании элементарных естественнонаучных представлений дошкольников, но и для изобразительной и трудовой деятельности. Под контролем педагогов дети самостоятельно ухаживают за растениями, ставят различные опыты. Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, фантазии, бережного отношения к природе.

Такая структура развивающей среды позволяет успешно осуществлять экологическое образование дошкольников.

В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.

 

Использованные источники:

  1. Ахунзянова В. Моделирование предметно – развивающей среды в ДОУ в условиях переходного периода к ФГОС [Электронный ресурс] / Ахунзянова В. //Социальная сеть работников образования.

4.Дорошина И.Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС [Электронный ресурс] / И.Г.Дорошина //Социальная сеть работников образования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь