Черниговских Евгения Васильевна
Муляр Надежда Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Лето для педагогов – это обыкновенные рабочие будни. В летний период вся образовательная деятельность переносится на улицу. Главной задачей педагога становится найти баланс между самостоятельной детской и совместной с педагогом деятельностью.
Планирование на день предусматривает все виды детской деятельности, но особое внимание в летний период уделяется познавательно-исследовательской деятельности: наблюдению за живой и неживой природой, построению взаимосвязей между элементами природы, коллекционированию, моделированию и, конечно, экспериментированию.
Любой ребенок по своей природе – исследователь, а экспериментирование – одно из важнейших видов деятельности, играющий огромную роль в развитии дошкольника. Задача взрослого – создать условия для стремления ребенка, побудить и поддержать его интерес. Один из вариантов – это оформление лаборатории на участке.
Опираясь на методические рекомендации доктора педагогических наук по экологическому воспитанию дошкольников Н. Рыжовой и практический опыт педагогов, можно рассмотреть следующие варианты:
1) Расположить лабораторию, если позволяют условия, можно на территории детского сада. Как правило, это экологическая тропа или огороженная и оборудованная экспериментальная зона, которую могут посещать все дети детского сада.
2) Практичней оформить лабораторию на прогулочном участке. Для этого можно использовать крупные емкости для воды, песка, природных и искусственных камней, шишек, желудей и т.д. Или выложить материал в форме цветка на земле: в одном лепестке – песок, в другом – камни и т.д. Удобно когда рядом с лабораторией располагаются лавочки и стол, где можно расположить оборудование: лупы, цветные пластины, небольшие емкости и т.д. Дополнить зону экспериментирования можно разнообразными флюгерами и другими приборами для наблюдения за воздушными потоками, солнцем (солнечные часы) и т.д.
3) Располагая лабораторию на веранде, следует использовать шкафчики, полочки, удобные столики. Главное, чтобы в лаборатории был разнообразный природный материал, вода и оборудование для экспериментальной деятельности детей.
Оформив такие экспериментальные зоны, педагог способствует развитию самостоятельной экспериментальной деятельности детей, основанной на опыте совместной деятельности ребенка и взрослого.
Примеры опытной и экспериментальной деятельности в летний период на участке для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Вертушка.
Задачи: помочь детям выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Оборудование: вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка (в группе)
Содержание: Воспитатель показывает детям вертушку в действии. Почему она вертится? (предположения детей). Воспитатель предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на прогулке; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.
Вывод: ветер ударяет в лопасти вертушки, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки.
Тема: Насекомые.
Задачи: создать условия для ознакомления детей с миром насекомых; побуждать устанавливать функциональные связи между объектами и явлениями.
Материалы, оборудование: белый и цветной картон, песок.
Содержание: предложить детям аккуратно поймать разных насекомых (больших и маленьких) насыпать на лист картона песок тонким слоем. Дать пойманным насекомым побегать по песку. Сравнить какие следы оставляют насекомые на песке.
Вывод: чем крупнее насекомое, тем глубже след на песке.
Тема: Состояние почвы в зависимости от температуры
Задачи: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий;
Материалы, оборудование: лейка с водой; влажные салфетки
Содержание: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее).
Вывод: Изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Список литературы:
- Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома (метод. пособие)/Н.А. Рыжова. – 2-е изд. – М.: Линка-Пресс, – 2012 – С.175
Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ