Опыт применения метода «Нейрографика» с мамами детей дошкольного возраста

0
1157

Лах Наталья Николаевна
воспитатель
МБДОУ Киселевского городского округа
детский сад № 41 комбинированного вида
Кемеровская область – Кузбасс, город Киселевск

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании.

название – Опыт применения метода «Нейрографика» с мамами детей дошкольного возраста

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что детей с сенсорными и поведенческими нарушениями становится все больше. Этому способствует множество факторов: плохая экология; высокий уровень занятости работой родителей (в частности мам); рост травматизма; детская заболеваемость. Мама хочет дать ребенку самое лучшее, но может дать лишь то, что есть у нее самой – это ее жизненный опыт, опыт проживания своего детства. А знаний и понимания того, что происходит с ребенком нет.  Поэтому у многих мам просыпается чувство вины или обиды на себя, что она неидеальная мать, на окружающих, что не понимают и не помогают, на ребенка, что не может с ним справится. Конечно, наша задача как педагогов, помогать детям, но без поддержки мам это сделать невозможно. Я считаю первостепенной задачей начинать работу с мам. Помочь им увидеть и признать определенные ограничения, дать им вдохновение и мотивацию работать с собой. Дать ей позитивное отражение ее не идеальности, дать ей право на ее не идеальность. Если мы хотим помочь ребенку, мы должны помочь маме. Чтобы для детей сделать что-то хорошее, нужно чтобы мамы в этом мире почувствовали себя лучше и тогда действительно все начнет налаживаться. Я думаю, что первую очередь маме нужно здоровое коммуникативное пространство, здоровое отражение, а не книги с рекомендациями. Им нужна поддержка и уверенность, наработка своего собственного поиска решений с некоторой обратной связью.

Одним из перспективных направлений в коммуникативной, психологической помощи является метод НейроГрафика.

Целью данной статьи является практическое исследование одного из алгоритмов НейроГрафики, Нейросинтез, как одно из направлений психологической помощи мамам детей дошкольного возраста.

материалы в печатный сборник 

НейроГрафика родилась 29 апреля 2014 года, и основана доктором психологических наук, профессором, основателем Института Психологии Творчества (ИПТ) Павлом Михайловичем Пискаревым. Это психологический метод XXI века и со слов автора, НейроГрафика способна восстановить внутренние силы организма, помочь гармонизировать жизнь и справляться с различными кризисными ситуациями. Через НейроГрафику раскрывается потенциал человека, мечты обретают реальность, появляются конкретные цели, которые со временем претворяются в жизнь. Это метод «направленных изменений, который позволяет моделировать новую реальность со всей силой воображения клиента и опорой на его сенсорный аппарат» [1]. Среди научных работ, посвященных исследованию НейроГрафики, можно выделить диссертационное исследование О. Савельевой «Психологические основы Нейрографики» [3], статью В. Г. Усатых [4] и др.

НейроГрафика это инструмент управления собой, реальностью, через себя. С помощью НейроГрафики можно посмотреть на себя со стороны и через рисунок менять свою реальность.

Нейросинтез – принципиальный алгоритм, в нем есть нейрографические модели, используя которые, мы можем нарисовать себе ту внутреннюю реальность, которая нужна в конкретной задаче, и получить идеальное состояние на заданную тему. Алгоритм Нейросинтез, может помочь мамам найти истинное «Я», открыть в себе ресурсы для саморазвития и реализовать их в процессе воспитания ребенка.

Алгоритм Нейросинтез был назван в честь Роберто Ассаджиоли, который основал школу психосинтеза, где целью психологической работы с человеком является реализация высшего «Я», через стадии психосинтеза.

С точки зрения эволюционного развития человека, он состоит из 4 аспектов:

  1. Физическое тело. Это тело дано от природы, это наша материальная часть, которая обладает набором генов, наследственных признаков.
  2. Эмоциональное тело. Здесь человек уже управляет своим эмоциональным интеллектом. Через эмоции определяется личность человека.
  3. Ментальное тело. (тело мышления). Мышление – это инструмент выживания и приспособления к окружающей среде, и оно может доминировать у тех людей, которые менее других приспособлены с точки зрения физического тела.
  4. Духовное тело. Духовное тело формируется тогда, когда сформируются все три тела (физическое, эмоциональное, ментальное). И как указывает научное обоснование П.М. Пискарева, что дух является тогда, когда есть гармония трех тел и тогда только возможен нимф, который вмещает все три тела по Золотому сечению. Эмоциональная энергия – это то, что внутри нас, а духовное это то что вокруг нас, оно не обусловлено обстоятельствами. Это связано с осознанием, умением управлять, конструировать тонкую энергию. Это люди с состоянием счастья.

Любое гуманитарное знание это суть проекции человека на окружающий мир и не только о человеке, но и о физической реальности тоже. Есть вероятность, что благодаря алгоритму Нейросинтез (его нейрографическим моделям), можно помочь мамам найти «свое Я», определить свой масштаб души, построить свои амбиции, которые помогут наполниться энергией. А нарисовав себя как Мультиролевую личность (МРЛ) и исследовав свой ролевой репертуар, стимулировать мотивировать себя на развитие.

В исследовании принимали участие 10 мам детей с легкими сенсорными нарушениями, средний возраст участниц эксперимента 30-35 лет. Было организовано 4 встречи по 2- 2,5 часа с интервалом 3-4 дня. Тема исследования «Новая Я».

Цель: исследование эффективности алгоритма Нейросинтез в работе с мамами детей дошкольного возраста. Работая с нейрографическими моделями дать возможность мамам найти в себе ресурсы жить продуктивно, эффективно со своим ребенком.

Задачи:

  • познакомить с методом НейроГрафика, через алгоритм Нейросинтез;
  • расширить знания о человеке в общем и о себе в частности;
  • помочь мамам найти «свое Я», определить свой масштаб души;
  • построить свои амбиции, которые помогут наполниться энергией;
  • увидеть себя, свое многообразие, выделить для себя роли, которые будут стимулировать, мотивировать на развитие, создав МРЛ.
  • нарисовать гармоничную «новую» себя, чтобы в это сложное время чувствовать себя полновесной, уверенной и наполненной позитивной энергией.
  • совместно со своим ребенком рисовать необычные картины, получая удовольствие, расслабление и взаимность.

На первой встрече, мы познакомились с методом Нейрографика, потренировались вести линии и сопрягать, далее нарисовали первый диагностический рисунок в технике «Идеальная Я», где была предоставлена возможность посмотреть на себя со стороны в графическом изображении, и проведена супервизия работ. Были заданы вопросы: устраивает ли меня этот «снеговик»? Что бы я хотела в себе изменить? И т.п. Перед каждым началом встреч предлагалось себя продиагностировать по шкале от 1 до 10, в каком эмоциональном состоянии находятся в данный момент. В течении рисования записывать рефлексию по 4 векторам внимания, в конце встречи предлагалось опять заполнить шкалу (какое эмоциональное состояние сейчас), и ответить на вопрос, что ценного для себя узнали и какой первый шаг к цели сделаете. Для создания более комфортной обстановки, перед каждым рисованием, мы проводили Гимнастику мозга, комплекс РАСЕ. В течении встречи звучали спокойные музыкальные композиции. На первой встрече участницы эксперимента чувствовали себя скованно, эмоционально сдержанно и были молчаливы. Сам метод участниц заинтересовал, и они изъявили желание продолжить работу.

На второй встрече мы кратко рассказали о душе, личности, персоне и эго. Схематично показали, как это выглядит, поговорили о базовых жизненных ролях, выделили их: дочь, мама, жена, подруга, потребитель, соседка, ученица, любовница, внучка, сноха, сестра, специалист в какой-то области, гражданка, водитель и т п. Затем выполнили алгоритм «Определение масштаба души», нашли какие практики досугов можно применять и развивать в ближайшие 3 месяца. Проговорили рефлексию. На второй встрече мамы уже были более раскованы, улыбчивы, активней отвечали на задаваемые вопросы. Многие с удивлением для себя раскрыли новые досуги, которыми они бы хотели заняться.

На третьей встрече раскрыли понятие МРЛ, познакомили с числами Миллера, определили функциональные роли и прорисовали их. Мамы общались легко, позитивно, скованности не ощущалось. Проговорили рефлексию по четырем векторам внимания, определили у каждой ведущие роли, и узнали много новых ролей, которые можно проживать в определенных жизненных ситуациях.

Четвертая встреча была самой теплой, наполненной положительными эмоциями. Была проведена вводная часть, узнали о человеке целостном – человеке Метамодерна, познакомили с чакрами и их значениями и по цветам. Нарисовали гармоничную себя, соединив 4 тела с цветами светового спектра. На заключительной встрече был подведен итог, где мамы делились своими работами и положительными эмоциями и впечатлениями от проделанной работы.

На начало трех встреч средний показатель по шкале эмоционального состояния держалась на уровне 5. В конце рисования показатели поднялись до 7-9. Отмечена положительная динамика в эмоциональном компоненте по окончанию проделанных работ. У 5 мам поднялась самооценка и уверенность в том, что все возможно, две мамы записались на обучающие курсы по саморазвитию. У одной мамы появилось ощущение, что она ничего теперь не делает, а вокруг неё все вертится.

Подводя итог, можно сказать, что описанное исследование показало, что мамы стали чувствовать себя лучше, что могут эффективно и плодотворно взаимодействовать со своими детьми, преодолевая стрессовые состояния при соответствующей психологической поддержке. (В данном случае используя в работе алгоритм Нейросинтез метода НейроГрафика). Поэтому, когда мамы могут находить ресурсы, стать устойчивой, вести ребенка за собой, могут дать ребенку опору, безопасную среду, тогда и мы, педагоги, можем помочь ребенку. Таким образом, благодаря применению алгоритма НейроГрафики Нейросинтез, у участниц эксперимента простраиваются новые нейронные связи, которые регулируют новое восприятие окружающей действительности. Через изменение своего отношения и восприятия к себе, меняются паттерны привычного поведения, тем самым в результате мамы чувствуют себя более уверенной и наполненной позитивной энергией.

 

Список литературы

  1. Пискарёв П.М., Метамодерн и интегративная методология гуманитарного знания: дисс..докт.психол.н.:19.00.01./Пискарёв Павел Михайлович. – Ярославль, 2019. – 462 с.)
  2. Сорокина Е.Н. Нейрографика как эффективный метод сопровождения личности женщины-матери в условиях кризисных ситуаций и высоком уровне социальной неопределенности. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48411789)
  3. Савельева О. А. Психологические основы нейрографики: дис. … к. психол. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, история психологии». – Ярославль, 2018. – 254 с
  4. Усатых Г. Н. Коррекция тревоги и профилактика панических атак методом нейрографики // Молодой ученый. – 2020. – № 22 (312). – С. 485–490.
  5. Яссман Л.В., Яссман В.П., Духовность как метасистемное свойство самоорганизации внутреннего мира человека. Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2011, №3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь