Фатхуллова Римма Загитовна
воспитатель, МБДОУ ЦРР – детский сад № 242 «Садко»
г. Ульяновск
Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2020 г.
ОДИН ДЕНЬ В МУЗЕЕ
конспект мастер-класса с детьми подготовительной группы
Цель: познакомить детей с предметами быта.
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с предметами быта старины из мини-музея; знакомство с новым предметом-челнок.
Развивающие: развивать представление детей о бытовых условиях, о труде людей прошлого века.
Развивать координацию речи одновременно с движением;
Воспитательные: воспитывать у детей общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, любовь, взаимопомощь, чувство гордости-маленького гражданина своей малой родины.
Ход
Хозяйка: Гости на пороге –хозяйке, на радость. Здравствуйте гости желанные!
(Дети здороваются на разных языках)
– Прошу вас в избу, сядем рядком, да поговорим ладком.
(Дети рассаживаются на лавочки).
– Ребята, у нас в Ульяновской области ежегодно 30 июля проводится день Дружбы народов, живущих в области. Вы ходите в детский сад, тоже разных национальностей. Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают у нас в Ульяновской области?
(ответы детей)
– Скажите, пожалуйста, дома вы как общаетесь с родителями, бабушками, дедушками? (ответы детей)
– Вы все слова понимаете, когда разговаривают взрослые?
– Конечно, вы еще не все слова можете перевести и понять, для этого надо время, ваши желания и старания. Дома мы общаемся на своих родных языках, а в общественных местах только на русском языке. Почему?
(В России единый язык общения –это русский).
-У каждого народа есть своя культура, традиции, обычаи. В группе у нас есть небольшой музей, поэтому он называется мини-музей народного быта. Сегодня мы продолжаем знакомится с предметами быта, которыми в прошлом пользовались все национальности.
(Хозяйка показывает экспонат с музея-валек).
– Кто сможет назвать, какой это предмет или для чего он?
(стиральная доска-валек)
– Стиральная доска- «валек», ребристая, металлическая, в деревянной раме. Она облегчала насколько возможно тяжелый труд наших бабушек. Белье интенсивно терли об ребра доски и частички грязи легче отставали от ткани.
Давайте попробуем. (дети пробуют стирать белье на доске в тазике с мыльной водой).
– Вы постирали, как вам легко-сложно, почему?
– Да, ребята, много сил нужно вложить, чтобы постирать белье таким образом. Здесь что или как мы можем сказать о труде? (семь потов сошло-это когда сильно потеешь и устаешь; работали не покладая рук).
– Сейчас я приглашаю вас к столу, что вы видите нового? (примерные ответы детей)
– Хочу познакомить еще с одним предметом быта старины – это «рубель». Кто как думает, что можно делать с ним?
(ответы детей)
– В прежние времена, когда утюга не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем долгое время укатывая, утрамбовывая рубелем. Давайте попробуем, погладим то белье, которое вы постирали.
(дети заматывают белье, раскатывают, гладят).
Физминутка:
– Я открою вам секрет: эти предметы быта: валек и рубель использовались и как народные музыкальные инструменты. Проводя палочкой по зубчикам,
получался искристый каскад звуков.
(дети пробуют палочкой, стараются подстраиваться под народную музыку).
– Какие музыкально ритмические движения можно выполнять под такую музыку? (импровизация детей).
– Какими предметами старины мы познакомились сегодня?
– Сейчас я вас приглашаю поиграть в старинную народную игру «Челнок».
Челнок (Веселая ткачиха)
Два ряда играющих становятся друг напротив друга и сцепляются меж собой под локти. Два игрока-челнока пробегают меж этих рядов навстречу друг другу. Ряды при этом постоянно сходятся и расходятся, напевая стишок и постепенно ускоряясь. Проигрывает тот челнок, который не успевает пробежать между рядов до их схождения и оказывается зажат между ними. Затем выигравший челнок выбирает следующую пару челноков для игры.
Челнок бежит,
Земля дрожит.
Шьет- пошивает,
Дали посылает.
Игра детей.
Хозяйка: Я вам приготовила небольшой сюрприз: это видео – ролик «В гостях у бабушек» – как раньше наши бабушки и ваши прабабушки сидели за ткацкими станками, создавали своими руками чудесные коврики.
Хозяйка: Ребята, интересно было вам? На следующий мастер-класс я принесу мини ткацкий станок, попробуем сами ткать маленькие коврики.
Я рада гостям всегда, до следующих встреч.