Прохорова Олеся Николаевна
Ведерникова Марина Леонидовна
воспитатели
Буценко Ольга Анатольевна
учитель-логопед
Нестромненко Елена Владимировна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
название – ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
секция – 5.«Дефицит общения – проблема развития речи».
Язык – мерило бытия нации, её нравственности и даже физического благополучия и здоровья людей. Через язык человек познает добро и зло, испытывает их воздействие и постигает, что может сам творить словом. Слово, речь – мир, в котором мы постоянно пребываем.
Речь ребёнка зависит от многих факторов и прежде всего от социальной среды, обеспечивающей речевое общение. Семья определяет очень многое в жизни ребенка. Ведущая роль в становлении и развитии ребенка принадлежит семье. В детском саду, школе ребенок попадает в искусственную речевую среду, которая призвана оптимально развивать речь в соответствии с возрастом. Но главные навыки он приобретает в своей семье, не являются исключением и навыки правильной речи.
Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ребёнку людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития, обусловлено серьёзными причинами: социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей, компьютеры, телевидение широко вошли в нашу повседневную жизнь, заменив собой живое общение. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность в речевом взаимодействии удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Примитивность детских высказываний идет чаще всего от недостатка жизненного опыта. Часто представленные сами себе дети включают в свой словарный запас слава – паразиты, словесный хлам, мусор. В высказываниях встречаются грамматические ошибки, затрудняющие изложение, не всегда соблюдается необходимая временная последовательность. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. При стихийном развитии речи лишь немногие из детей достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.
Развитие речи тесно связано с мышлением, именно слово обобщает, систематизирует знания. Не владеющий связной речью ребёнок не сможет сформулировать свою мысль, передать содержание текста, отсюда вновь проблемы со школьным обучением, не говоря уже о нарушенном звукопроизношении. Проблемы с речью ведут за собой проблемы психологического характера, в частности школьная неуспеваемость будет накладывать свой отпечаток на характер ребенка. Ребёнок может стать раздражительным или, наоборот, замкнутым, избегающим общения со сверстниками.
Как помочь ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?
Использовать можно всё, что видит ребенок вокруг себя. Очень важно направлять внимание ребёнка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребёнку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следить, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением.
Можно использовать привлекательные для ребёнка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребёнку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Разговор – самая привычная форма общения взрослых. Дети вообще очень интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не бываете с ними. Вам, наверное, тоже интересно, что делает ребёнок в детском саду, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни.
Есть много игр, которые помогают ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и разнообразнее.
Игра «Скажи наоборот». Взростлый бросает мяч и говорит слово. Ребёнок называет слово противоположное по значению (сильный – слабый, теплый – холодный, высокий – низкий, добрый – злой, веселый – грустный).
Игра «Цепочка слов». Поочередно вместе с ребенком родитель называет слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч – чемодан – нитки).
Игра «Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов и бросает мяч. Ребёнок называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна – деревья).
Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.