«О космосе и космонавтике»

0
1717

Тематический утренник

автор сценария

Иващенко Людмила Петровна

 

ЦЕЛЬ:

  • Создание условий для развития познавательно-речевой активности детей.
  • Развитие мотивации любознательности, стремления к познанию и размышлению.
  • Обеспечение эмоционального благополучия и положительного заряда.
  • Приобщение к знаниям о космосе, космонавтике и космонавтах.
  • Создание условий для интеграции знаний и умений в области космонавтики.
  • Укрепление условий целостности психических, физических, умственных и духовных процессов в развитии личности ребенка.
  • Взаимодействовать с семьями детей в данном разделе.

ЗАДАЧИ:

  • Прививать любовь к РОДИНЕ и чувство гордости за успехи своей РОДИНЫ в области космической науки и техники.
  • Познакомить детей с историей развития космонавтики.
  • Активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор.
  • Стимулировать развитие у детей фантазии и творческого воображения.
  • Развивать у детей творческое воображение и мышление, а также коммуникативные навыки.
  • Воспитание эмоционально-целостного отношения к произведениям искусства

ХОД ЗАНЯТИЯ:

материалы в печатный сборник 

Дети заходят в зал, под звуки музыки из к/ф. «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ»

Ребенок:

Есть одна планета-сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая, перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут,

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

Ведь, другой, похожей, нету! (Яков Аким)

Ведущая: Сегодня, ребята, мы собрались, чтобы поговорить о нашей планете ЗЕМЛЯ И О КОСМОСЕ. Сегодня мы отмечаем ДЕНЬ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ЧЕЛОВЕКОМ.

Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле “Восток», он облетел вокруг Земли один раз /за 1 час 48 минут/ и вернулся на Землю живым и здоровым. После чего ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.

Ребенок: «Юрий Гагарин» В.Степанов

В космической ракете

С название «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Ведущая: А как же он улетел в космос?

Ребенок: Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете.

Ведущая: Ракету создавали ученые много лет. Главные русские создатели ракеты:

  • ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857–1935), российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики.
  • Запуск первого в мире космического корабля, был осуществлен под научно-техническим руководством академика С.П. КОРОЛЕВА.

Ребенок:

Мне сказал конструктор главный:

-Будет взлет не очень плавный…

Будет сердце, может быть,

Часто в пятки уходить…

-Задеру повыше пятки-

Вот и будет все в порядке!

И тогда за весь полет

Сердце в пятки не уйдет… (А. Шлыгин)

ИГРА С ТАНГРАМОМ: «СТАНЬ КОНСТРУКТОРОМ РАКЕТЫ»

/необходимо построить космический корабль из ТАНГРАММА/

Ведущая: Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт-это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и отправляют в космос только в двух странах – в России и в Америке. На российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, Америки, Японии, Китая и из многих других стран.

Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в космическом корабле.

Ребенок: «Космонавт» (автор неизвестен)

Когда последний закруглен виток.

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в свеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо, всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.

Ведущая: Вы. все знаете, что космонавты одевают на себя специальную одежду. А называется эта одежда СКАФАНДР. Костюм космонавта – СКАФАНДР имеет резиновые камеры, наполняющиеся при перегрузке сжатым воздухом и обжимающие тело. Кабина защищает от пониженного давления. И скафандр – тоже. В кабине аппаратура связи с Землей. В скафандре микрофон и датчики аппаратуры, находящейся на наблюдательном пункте, на Земле.

Скафандр применяется для выхода в открытый космос, для прогулок по Луне. В других мирах, наверное, всегда будут нужны средства индивидуальной защиты.

ИГРА: «КТО СКОРЕЙ ОДЕНЕТ СКАФАНДР?»

Ребенок: «В космосе так здорово!» О. Ахметова

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе!

В настоящем космосе

Побывал однажды!

В настоящем космосе!

В том, который видел сквозь,

В том, который видел сквозь

Телескоп бумажный!

Ведущая: Ученые хотели знать. с чем придется столкнуться человеку в космическом полете. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных

Первыми “космонавтами”-разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы.

Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была, не больше кошки и весила 4-6 килограммов, должно быть ей было не больше 2-3 лет, и со светлой шерсткой, так ее лучше видно в кинокамеру.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнеженны и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

В собачьем “космическом отряде” каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.

Лучше других сдала “выпускные экзамены” умная и смелая собачка Лайка.

Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку одели в специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете.

Лайка из космоса не вернулась.

Вслед за лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на землю

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Ребенок:

На площадке во дворе,

Вместе с малышами,

Бегал ма-а-а-ленький щенок

С длинными ушами.

Веселили щенок ребят,

Сколько было смеха!

А потом узнали мы:

Он в Москву уехал!

Было так, друзья мои:

Теплой ночью в мае,

На Луну смотрел щенок,

Беспокойно лая.

Шел ученый человек:

-Песик, что с тобою?

Ты желаешь поиграть,

С Луною золотою?

В ракете хочешь полететь?

-А вы меня возьмете?

-Ты капитаном можешь стать,

У нас на звездолете!

Назвали Марсиком щенка.

Он тренируется, растет,

Вот-вот отправиться в полет.

Марсик нарядный, в костюме зеленом.

Отнес его лично в кабину ученый:

Он будет в ракете у нас командиром,

Быстрее несите сюда пассажиров!

Свинка морская, заяц и еж.

(Зверушек таких

На Луне не найдешь!)

Рабочие с крысами

Клетку несут!

Готово!

И грохот потряс тишину,

И чудо-ракета летит на Луну! (С.Баранов)

Ведущая: Давайте посмотрим, ребята, что увидели в космосе первые космонавты. Они его сфотографировали, и написали на художественных полотнах, чтобы его могли увидеть и те люди, которые не могут полететь в космос.

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН И ФОТОГРАФИЙ О КОСМОСЕ ПОД МУЗЫКУ ГРУППЫ «СПЕЙС» /окончить показ на фотографии планеты ЗЕМЛЯ/.

Ведущая: Вот так выглядит наша планета ЗЕМЛЯ из космоса. Земля…

Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы. Главная особенность её в том, что это единственная планета солнечной системы, пригодная для существования живых организмов.

Долгие годы люди считали, что земля плоская, затем представляли её похожей на правильный шар, но на самом деле Земля наиболее близка к эллипсоиду.

Большую поверхности планеты занимает Мировой океан /жидкая вода, необходимая для жизни всех живых организмов/, остальную часть поверхности занимают континенты и острова.

Атмосфера Земли Земная атмосфера состоит из нескольких слоёв: нижний слой (тропосфера) азот и кислород; остальную часть составляют водяные пары, углекислый газ и другие газы. Температура на поверхности планеты колеблется от – 60?С (на полюсах) до +50?С (на экваторе).

Ребенок:

Земля – песчинка в Океане,

Среди бесчисленных миров.

И мы не только лишь земляне,

Коль слышим межпланетный зов.

И если крылья для полёта,

Сумел расправить и взлететь –

Нет совершенней звездолёта,

Магнит земной преодолеть. (Нумен)

Ведущая: Земля имеет один естественный спутник – Луну. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца Атмосфера отсутствует, поэтому люди не могут на Луне дышать. Температура на поверхности от −169 °C до +122 °C.

Поверхность покрыта реголитом — смесью тонкой пыли и скалистых обломков, образующихся в результате столкновений метеороидов с лунной поверхностью.

Высадка человека на Луну была осуществлена Соединенными Штатами Америки 12 июля 1969 года.

Слово «луна» обозначает «светлая». В древности люди считали Луну богиней – покровительницей ночи.

Ребенок: «Луноход» Валентин Берестов

Прилунился лунолёт.

В лунолёте – луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Ведущая: Но в космическом пространстве есть не только наша планета, но и другие планеты.

Дети:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон. Аркадий Хайт

Ведущая: Это планеты СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. А почему их так назвали?

Предполагаемые ответы детей: /они всегда находятся рядом СОЛНЦЕМ, они движутся вокруг СОЛНЦА//

Ведущая: СОЛНЦЕ – это единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращается наша планета и все планеты Солнечной системы. Оно в миллион раз больше Земли. Светило Солнечной системы невероятно горячее.

ТАНЕЦ СОЛНЦА И ПЛАНЕТ

Ведущая: Вы сегодня узнали много нового о космосе и солнечной системе. А теперь я хочу проверить что вы узнали нового из нашего разговора, а может быть кто-то из вас уже дома с родителями говорил о космосе и знает немного больше. Я буду загадывать загадки, а вы, если знаете ответ, поднимите руку, а я вызову.

Цепочка загадок для детей.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (астроном)

Астроном — он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная … (Луна)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая … (Ракета)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (Космонавт)

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете

— На орбите как назло

Появилось … (НЛО)

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый … (Гуманоид)

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость… (Света)

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора

— Это черная … (Дыра)

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный … (Звездолёт)

Звездолет — стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Звездные … (Галактики)

А галактики летят

В рассыпную как хотят.

Очень здоровенная

Эта вся вселенная!

Автор загадок: Олеся Емельянова

Ведущая: Предлагаю построить КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ и отправиться в большое космическое путешествие.
ИГРА: «ПОСТРОЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ»

/Две команды детей строят из большого конструктора космический корабли на скорость /

ПЕСНЯ:  НАШ ЗВЕЗДОЛЕТ (песенка про космос) Автор музыки и текста. Олеся Емельянова.

Первый куплет:

Вот наш звездолет летит вперед

Навстречу звездам.

До свиданья, дом!

Пусть нам вильнет хвостом

Комета, а потом

Припев:

Мы сквозь самый дальний космос

Дальше полетим! Дальше полетим!

Мы, пока еще не поздно,

Всё увидеть в космосе хотим!

Второй куплет:

Да! Летим туда, ногой куда

Ступить не просто!

Мы откроем всё, преграды все снесём,

От чудищ всех спасём

Припев:

И сквозь самый дальний космос

Дальше полетим! Дальше полетим!

Мы, пока еще не поздно,

Всё увидеть в космосе хотим!

Второй куплет:

Там все рады нам! Космопотам

Зовет нас в гости!

Тысячи планет нам говорят: «Привет!

Останьтесь здесь!» Но нет –

Припев:

Мы сквозь самый дальний космос

Дальше полетим! Дальше полетим!

Мы, пока еще не поздно,

Всё увидеть в космосе хотим!

Ведущая: А теперь, ребята, давайте проверим ваши знания. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

  1. Первый космонавт планеты Земля.
  2. Сколько планет в Солнечной системе?
  3. Кого считают “отцом космонавтики”?
  4. Земля – это планета или звезда?

5.Почему на луне остаются рисунки от колес Луноходов?

  1. Как называется специальная одежда космонавта?
  2. Назовите спутник Земли.

Ведущая: МОЛОДЦЫ! Я вам всем вручаю медали ЮНОМУ КОСМОНАВТУ!

ПОД МУЗЫКУ ГРУППЫ «СПЕЙС» дети покидают зал.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь