Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкальные произведения,  посвящённые Великой Отечественной войне

0
1020

Синюгина Юлия Нниколаевна
Шорстова Ольга Витальевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Нравственно-патриотическое воспитание через произведения художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, посвященные Великой отечественной войне” 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста –одна из задач нравственного воспитания.Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.

Нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть не стоит травмировать детскую психику? О войне нужно говорить – серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Основная цель работы по патриотическому воспитанию – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая музыку. Музыка – это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям, в связи с этим большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития детей заключаются именно в музыке. Музыкальные произведения о Великой Отечественной войне – одна из важнейших составляющих патриотического воспитания. Песни о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются средством воздействия на сознание ребёнка. Да, детям не понять, что такое война. Они не видели и не слышали этого ужаса, но пусть знакомятся с подвигами тех, кто подарил нам мир через музыкальные произведения.

На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности — она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором. Песня «Священная война», ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, написанная сразу же после её начала поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом и композитором А.В. Александровым, подняла всю страну на смертный бой! Она воодушевляла бойцов передового края и тружеников тыла. Песни военных лет — это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о веселой шутке, предающим бойцам силу и бодрость. Создателями песен были не только композиторы, но и сами фронтовики. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней…

Разучивая песню «В землянке», дети изначально слушают рассказ об авторе слов, Алексее Суркове, который в годы Великой Отечественной войны вместе с другими солдатами попал под немецкий обстрел и чудом выжил. Оставшись в живых, Алексей Сурков в этот же день пишет письмо жене, в котором 16 стихотворных строк о жизни, смерти и любви. Позже композитор Константин Листов сочинил музыку к этим словам. 25 марта 1942 года песню «В землянке» опубликовали в газете. Через несколько дней её пели солдаты и в бою, и после боя.

материалы в печатный сборник 

На всех фронтах звучали песни: «Темная ночь», «Смуглянка», «Синий платочек», «Катюша» и др. «Песни как снаряды и патроны, были нужны нам в бою,» – говорили солдаты и офицеры.

Эти рассказы производят на ребят сильное впечатление. Беседы и разучивание песен военно-патриотической тематики вселяет в детях чувство гордости за свой народ и за страну, и это чувство они передают, исполняя вокальные произведения, воплощая художественный образ произведения. Одним из важнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является хоровое пение, которое воспитывает чувство коллектива, ответственности за общее дело. Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально психологические, мировоззренческие чувства, а также чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.

Дети еще маленькие и много не осознают. Живут, радуются жизни, посещают детский сад, принимают заботу близких. Постепенно они начнут понимать, что лучше родного края, Родины, семьи и окружающего ничего нет. Они вырастут патриотами своей страны, и будут трудиться на благо Родины.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь