НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ РИСОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ АРТ-ТЕРАПИИ

0
1172

 

Буценко Ольга Анатольевна

Курченко Наталья Александровна

воспитатели

МАДОУ детский сад №69 «Ладушки»

Старооскольского городского округа

 

материалы в печатный сборник 

Рисование является одним из любимых детских занятий. Создавая изображения, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это дает возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость за свои достижения. Рисуя то, что его волнует и интересует, ребенок получает уникальную возможность выплеснуть на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе. У детей 2-3 лет сильные чувства могут быть вызваны новыми яркими впечатлениями (молния, движущийся поезд, новая игрушка). Если же новое впечатление позитивно и эмоционально окрашено, то оно охватывает ребенка; малыш очень дорожит им и хочет испытать его снова. Изображения предмета или явления позволяет ребенку ещё и ещё раз пережить то, что его когда-то взволновало. Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы позволить ребенку возвращаться к этим переживаниям до тех пор, пока они не перестанут его волновать; создать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

Программа Т.Н. Дороновой «Радуга» в разделе «Как рисовать и лепить с детьми» для детей 2-3 лет, кроме традиционных изобразительных материалов предлагает использовать цветную тушь. Для работы с тушью вместо кисточек применяются тычки.

Для детей четвертого года жизни рисование является одним из любимых занятий. Рисуют они искренне и самозабвенно то, что их интересует и волнует. При этом дошкольники вовсе не стремятся добиться сходства с предметом, явлением, образцом. Ведь для ребенка гораздо важнее передать своё отношение к изображаемому предмету. Ребенок, рисуя то, что он хочет и как хочет, дает своим чувствам и обретает душевное равновесие. Рисование – продуктивный вид деятельности. Свою работу можно показать другим и получить одобрение. При этом ребенок чувствует себя созидателем и испытывает гордость. Ведь в этом возрасте любой результат вполне удовлетворяет его.

В работе с детьми 3-4 лет программа «Радуга» (Т.Н. Доронова) рекомендует использовать нетрадиционные методы работы – навесные настенные планшеты, установка валиков с рулонами бумаги; использование на участке заостренных палочек для рисования на влажной земле, снегу, песке.

Для детей шестого года жизни программа «Радуга» Т.Н. Дороновой рекомендует один из интереснейших приемов работы акварельными красками – рисование по сырой бумаге.

Интересны для детей рисования краской гуашь с добавлением клея ПВА, рисование на листах бумаги с наклеенными на них небольшими кусочками ткани – «дорисуй сам».

Таким образом, использование в работе с детьми нетрадиционных методов рисования, рекомендованных программой Т.Н. Дороновой «Радуга», позволяет педагогам расширить спектр деятельности по изобразительному искусству. Это рисование цветной тушью, использование навесных настенных планшетов, лоскутной ткани для дорисовывания; рисование по сырой бумаге, краской гуашь с добавлением клея ПВА, применения тычков вместо кисточек; установление валиков с рулонами бумаги; использование на участке палочек для рисования на влажной земле, снегу, песке.

В своей работе использую и методику Н.В. Дубровской «Рисунки, спрятанные в пальчиках». Автор этой методики считает, что проще всего обучать ребенка, основываясь на уже знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Обведя ладошку ребенка, пытаемся вместе понять: на что похож контур ладошки? С двухлетними детьми авторы провели знакомство с собственной ладошкой: «какая красивая ладошка у деток! У ладошки есть пальчики. Они разные: большие и маленькие».

Такие рисунки, спрятанные в детских пальчиках или ладошках очень интересны детям. Выполнение таких заданий послужит толчком для обучения детей рисунку по замыслу.

В подготовительной к школе группе дети уже овладели навыками рисования предметов по памяти и воображению.

Дети в этом возрасте не только самостоятельно обводят контур ладошки, но и придумывают новые образы.

Темы занятий могут быть следующие: «Листок», «Одуванчик», «Куклы в театре», «Деревья: большие и маленькие», «Кленовый лист», «Ёжик», «Кошечка», «Рыбка», «Петушок».

Младшим дошкольникам интересно рисование такого вида, как тычок жесткой полусухой кистью, оттиск пробкой, оттиск печатки из картофеля, обрывания бумаги, скатывание бумаги.

Темы таких занятий разные: «Побежали ножки по дорожке», «Цветы на клумбе», «Травка», «воздушные шары», «Помидоры». Цвета используем разные, только для получения другого цвета меняется мисочка с краской и пробка.

В работе с детьми четырех лет с удовольствием используем оттиск поролона, пенопластом, печатками их ластика, смятой бумагой, восковые мелки плюс акварель, свечу плюс акварель.

С детьми от пяти лет делали работу посложнее: печать по трафарету, монотипия предметная, «Знакомая форма – новый образ», «черно-белый граттаж», кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, тычкование.

Все перечисленные художественно-графические техники находят большое применение в детском творчестве, развивая фантазию, мелкую моторику, детское воображение, вызывая радость, восторг общения, положительные эмоции.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь