Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАРТ-2021»
Кузнецова Галина Николаевна
Червякова Надежда Николаевна
воспитатели высшей квалификационной категории
МАДОУ Малинский ЦРР – д/с «Ивушка»
Городского округа Ступино Московской области
НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К МАТРЕШКАМ
конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной к школе группы
Цель: способствование развитию устной речи дошкольников по средствам дидактических игр.
Программные задачи:
Образовательные: создавать условия для совершенствования умения правильно образовывать грамматическую форму слов; умения последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание.
Развивающие: способствовать развитию речи, внимания, памяти, мышления.
Воспитательные: поддерживать навык речевого общения друг с другом, умения слушать; способствовать развитию интереса к речевым играм, умению работать в команде.
Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийная установка, презентация слайдов, аудиозапись «Автобус» под музыку Е. Железновой, мячик, набор деревянных матрешек, листы с заданиями.
Предварительная работа: дидактические игры «Назови одним словом», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Один – много», «Цепочка слов».
Ход ООД
- Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужно правильно говорить?
Дети: Правильно говорить необходимо, чтобы общаться с другими людьми, чтобы понимать друг друга.
Воспитатель: Да, красивую речь приятно слушать. Давайте постараемся выяснить, как мы с вами умеем внимательно слушать и правильно говорить.
Слышится стук в дверь, появляется Матрешка.
Матрешка: Здравствуйте, ребята. Случайно услышала, что вы говорили про правильную речь, и решила зайти к вам. Вы знаете, что у меня много сестер – матрешек и они все-все знают о правильной речи. Я предлагаю отправиться в гости к ним. Согласны?
Дети: Да, согласны.
- Основная часть.
Матрешка: Отлично. Чтобы отправиться нам в путь, необходимо закрыть глаза, подумать о чем-нибудь хорошем, сделать глубокий вдох и выдохнуть. Вот теперь я вижу на ваших лицах улыбки, и значит, мы готовы отправиться в дорогу. Посмотрите на экран и скажите, на чем мы отправимся в путешествие.
На экране картинка воздушного шара появляется.
Дети: На воздушном шаре.
Матрешка: Правильно. Посмотрите, мы отрываемся от земли и поднимаемся все выше и выше и слышим шум ветра. Вдохните больше воздуха и выдохнете, произнося звук «ш-ш-ш». Что мы можем увидеть с высоты?
Дети: Леса, дома, дорогу и т.д.
Матрешка: Вот мы и прибыли к одной из моих сестер.
Показывается деревянная матрешка.
Матрешка: Моя сестрица приготовила для вас задание.
Открывается матрешка, внутри листок с заданием.
Дидактическая игра: «Назвать, одним словом»
а) Вертолет, машина, трактор, поезд (транспорт)
б) Стол, комод, диван, буфет (мебель)
в) Кепка, панама, косынка, шапка (головные уборы)
г) Роза, одуванчик, пион, гвоздика (цветы)
д) Береза, тополь, сосна, клен (деревья)
Матрешка: Молодцы. Справились с заданием. А теперь скажите, на чем же мы дальше отправимся в путь?
На экране появляется картинка самолета.
Дети: На самолете.
Матрешка: Давайте расставим руки в стороны и произнесем звук «л», будто гудит самолет.
Дети выполняют.
Матрешка: Ну, вот нас встречает еще одна моя сестрица. И для вас у нее тоже есть задание, но уже сложнее.
Открывается матрешка, внутри листок с заданием.
Дидактическая игра: «Назови ласково»
Матрешка, кидая мяч ребенку, произносит слово, а он называет его ласково.
Примерные слова: карандаш, окно, белка, мухомор, рыба, тюльпан, лошадь и т. д.
Матрешка: Какие вы молодцы, и с этим заданием справились! На чем же мы дальше продолжим путь?
На экране появляется картинка автобуса.
Дети: Мы продолжим путь на автобусе.
Дети вместе с Матрешкой выполняют движения «Автобус» под музыку Е. Железновой.
Матрешка: Вот мы в гостях еще у одной моей сестрицы. Она тоже приготовила для вас задание.
Открывается матрешка, внутри листок с заданием.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Нужно найти лишний предмет, и объяснить почему.
Леший, Баба Яга, Аленушка, Кощей Бессмертный …
Кресло, телефон, табурет, шкаф …
Яблоко. Редис, огурец, картофель…
Грузовик, самосвал, подъемный кран, самолет …
Нож, вилка, кастрюля, пакет …
Лампочка, свитер, стакан, ваза …
Матрешка: Замечательно! Продолжим наше путешествие на …
На экране появляется картинка поезда.
Дети: На поезде.
Дети вместе с Матрешкой двигаются друг за другом «как поезд» и «гудят».
Матрешка: Вот мы и прибыли еще к одной сестре. Давайте, посмотрим, какое задание она приготовила.
Открывается матрешка, внутри листок с заданием.
Дидактическая игра: «Один – много»
Матрешка показывает картинку с предметом, дети называют множественное число предметов.
Одна ваза – много (ваз)
Один стол – много (столов)
Одна курица – много (кур)
Один дом – много (домов)
Одна книга – много (книг)
Одно дерево – много (деревьев)
Один кот – много (котов) и т.д.
Матрешка: Молодцы! Хорошо справились и с этим заданием. Продолжим наш путь. И сейчас мы поедем на …
На экране картинка машины появляется.
Дети: Машине.
Упражнение «Насос» (по Б. Толкачеву)
Матрешка: Так мы добрались до очередной моей сестры.
Открывается матрешка, внутри листок с заданием.
Дидактическая игра «Цепочка слов».
Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: квартира — альбом — мороженое— енот— тарелка — автобус — слива…
Матрешка: И опять вы справились с заданием. Молодцы! Но, чтобы вам вернуться в детский садик, потребуется ключ, который необходимо открыть замок.
На экране появляется картинка с изображением ворот с замком.
Матрешка показывает картинки, на которых нарисованы: ключ (родник), ключ гаечный и ключ от замка.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Вы открыли замок. Теперь давайте ребята, попрощаемся с Матрешкой и вернемся в нашу группу на корабле.
На экране появляется картинка корабля.
Релаксация
Дети закрывают глаза. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Мы слышим шум моря, крик чаек, вдыхаем свежий чистый, морской воздух. Сделайте глубокий вдох, вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните, все огорчения и обиды. Наше путешествие закончилось.
– Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? Какое задание для вас было трудным?
Ответы детей.