Консультация для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности
Дидактические игры «Наши сказки»
Подготовила:
педагог-психолог
Кудрявцева Оксана Викторовна
МАДОУ «ЦРР – ДС № 12»
Г. Шебекино, Белгородской области
В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперед по пути формирования и развития детского интеллекта.
Игровая деятельность должна быть интересна для детей. И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности. Для чего вообще нужна эта мотивация? Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:
- Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
- Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
С мотивации начинается любое взаимодействие между ребенком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребенок не будет готов к постановке целей. Выделяют восемь типов мотивации.
Первый тип – игровая мотивация: «Помоги игрушке». Ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки используются яркие, эстетичные, желательно новые. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Во время работы у каждого ребенка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками. При данной мотивации ребенок выступает как помощник и защитник, и ее уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому: «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Сообщить детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребенку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня», основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим. Необходимо сообщить детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребенку даете оценку его действий и раздаете звездочки.
Четвертый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя», основан на внутренней заинтересованности ребенка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.
Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, потешек, загадок.
Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.
Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.
Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».
Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Мои старые бабушка и дедушка первоначально ничего не признавали, за исключением книг и иных печатных изданий. Когда им дали посмотреть ваш интернет-сайт, они мгновенно переключились на него)