Народные промыслы в художественном творчестве дошкольников

0
937

Шурыгина Марина Александровна
Лебедева Светлана Ивановна
Лакизова Елена Алексеевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 29 «Рябинушка»
Г. Старый Оскол

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

В связи с необходимостью реализации требований ФГОС ДО, а также социального заказа на творческую личность, особую актуальность приобретает формирование у дошкольников художественного вкуса, развитие их творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Также немаловажной задачей в связи со сложившейся политической ситуацией в мире является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому воспитание детей в рамках духовно-нравственного развития целесообразно осуществлять в сочетании с формированием у них эстетического вкуса через знакомство с традиционными народными промыслами России.

В основе народно-прикладного искусства лежит глубокая воспитательная идея. Традиционные народные промыслы России содержат в себе большой духовный потенциал. Используя многоплановость народно-прикладного искусства в воспитании дошкольников, мы развиваем их творческие способности, формируем эстетический вкус, воспитываем чувство патриотизма.

Цель нашей работы – внедрить в сознание воспитанников мысль о том, что они являются носителями русской народной культуры. А для этого они должны владеть информацией о русских народных промыслах, иметь изобразительные навыки, выражать эмоционально-ценностное отношение к своему культурному наследию.
Поэтому главной задачей своей работы мы считаем – параллельно с развитием творческих способностей – показать воспитанникам все разнообразие и красоту народного искусства.

Решение задачи мы начали с организации предметно-пространственной развивающей среды. В центре искусства совместно с родителями был создан мини-музей народно-прикладного искусства, в котором представлены изделия хохломских, гжельских, дымковских, городецких мастеров. С целью ознакомления дошкольников с традиционными народными промыслами России и формирования у них художественного вкуса нами был разработан проект «Русские узоры», в ходе которого были созданы условия для самостоятельной творческой деятельности детей на материале народно-прикладного искусства. Для накопления сенсорного опыта дошкольников нами были разработаны дидактические пособия «Домино «Дымка», лэпбук «Народные промыслы», пазлы «Матрешки» и «Народные промыслы», дидактическая игра «Дымковские узоры», разработаны алгоритмы с элементами народных росписей. По каждому виду росписей оформлены иллюстрированные альбомы «Золотая хохлома», «Гжель», «Каргопольская игрушка», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка». Для самостоятельной деятельности изготовлены шаблоны и образцы оформления изделий.

материалы в печатный сборник 

Проводя работу по формированию эстетического вкуса, мы осознали важность занятий по декоративно-прикладной росписи для осуществления коллективных форм работы, формирования у воспитанников умения работать вместе, действовать согласованно, оказывать помощь товарищам. В ходе коллективной работы у детей развивается способность радоваться успехам каждого из своих товарищей и достижениям всего детского коллектива. А это, как известно, создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной ответственности и товарищеской взаимопомощи.

Опыт нашей работы показал результативность использования красоты традиционных народных промыслов России для формирования патриотических чувств и эстетического вкуса дошкольников, осознания ими своей принадлежности к великой русской культуре.

Список литературы:
1. Геленда Н.О. Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников/Н.О.Геленда, Т.Ф.Иванова, Н.Н.Кравченко. – Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №1 (11). – с.40 – 42.
2. Гончарова О. В. Пути и средства художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном детстве // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. – 2014. – № 3 (8). – С. 3-5.
3. Кутергина Н.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС // Актуальные проблемы современного дошкольного и начального образования, перспективы его развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Оренбург, 30 марта – 2 апр. 2013 г.). – Оренбург, 2013. – С. 78-84.
4. Радынова О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве: метод. рекомендации. – М.: Дрофа, 2014. – 382 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь