«Народные игры Белгородской области

Материал педагогов участвует в Международном фестивале патриотического и духовно-нравственного направления “Родная сторона”, конкурс “Моя малая родина”

Борисова Екатерина Сергеевна

МБОУ «ОК «Озёрки» имениМ.И.Бесхмельницына

С.Озёрки

Инструктор по физическому воспитанию

Мастер-класс

«Народные игры Белгородской области как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Рекламное сообщение

Задачи: распространение педагогического опыта работы по пропаганде народных игр Белгородской области; повышение профессионального мастерства инструкторов по физической культуре – участников мастер – класса.

Оборудование: шапочка для «Снежной бабы», корона царя, гимнастическая палка, шапочка «Луны», шапочка «Солнца», канат, эстафетная палочка.

 Сегодня мастер – класс будет посвящен народным играм Белгородской области и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

    Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
В своей работе я широко использую народные игры на занятиях на воздухе, в ходе праздников и развлечений. Сейчас я познакомлю вас с русскими народными играми, которые я применяю в своей работе. Большинство этих игр записаны со слов жителей Белгородской области.
При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, игры можно разделить на следующие категории:

игры интеллектуальные;
игры с пением и танцами (хороводные);
игры подвижные;
игры – состязания (спортивные).

    В своей работе, конечно, больше я применяю игры подвижные и игры состязания, но существуют и такие форма игры, когда из хороводной игры вытекает игра – состязаниеВ неё мы сегодня также поиграем.

Подвижные русские народные игры.
Такие игры проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой.
Цель: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил.
Игра 1«Баба снежная»
По считалке выбирается «Снежная баба»:
Бабу снежную лепили.
Во дворе поставили.
Поиграть мы с ней решили,
И водить заставили.
Раз, два, три, «Баба снежная», води!
«Баба снежная» становится в отведенное место.
Дети крадутся к ней, напевая (на мотив «Ах вы, сени, мои сени) слова:
Баба снежная сидит,
Утром дремлет, днями спит,
Вечерами тихо ждет,
Ночью всех пугать идет!
(Если роль ведущего выпала на мальчика, то называем его «Дед снежный».)
После этих слов «Снежная баба» (водящий) «замораживает» детей. Тех, кого он заморозил, остаются на месте. После окончания игры, подсчитываются пойманные дети.

Игра 2. «Царь – государь»
По считалке выбирается «Царь – государь» (водящий)

Я куплю себе дуду и по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.

Дети становятся в круг. «Царь – государь» стоит за кругом. Дети идут по кругу, приговаривая:
Ой, ты, царь – государь,
Варена картошка!
Не догонишь, не поймаешь,
Мы тебе не кошка!
На последних словах «царь – государь» дотрагивается до двух участников, стоящих рядом. Они разбегаются в разные стороны. Один из них должен занять место в кругу. Он становится ведущим. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры. Игра повторяется, пока не останется три игрока.

Игра 3. «Гусек»
Играющие встают лицом в круг. Выбирается водящий, жребий – гимнастическая палка.

Под музыку все хлопают в ладоши. Водящий подходит к любому игроку и делает перед ним какие-нибудь движения. Игрок должен их повторить, став за его спиной, и двигаться за ним. Водящий подходит к другому игроку и также исполняет движения. Второй игрок отвечает ему, первый тоже повторяет эти движения. Затем все поворачиваются кругом. Первым должен оказаться первый игрок. Он становится водящим и в свою очередь приглашает игрока. После каждого движения все поворачиваются кругом.
Каждый игрок должен побыть водящим. «Гусек» постепенно растет. Когда будут приглашены почти все игроки, дается сигнал: «Гуси, домой!». Все разбегаются по кругу, стараясь занять место в кругу. Последний становится водящим.

Игра 4. «Золотые ворота».

Эта игра относится к хороводным играм.
Двое водящих получают имена – «Луна» и «Солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается.
Второй раз – запрещается,
Ну, а в третий раз
Не пропустим вас! – (Опускают руки.)
Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».
Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет, та команда и выиграла.

Игра 5. «Перетягивание каната»
Эта игра относится к русским народным игры – состязаниям (спортивные)
Такие игры проводим (в основном, на улице) на занятиях по физкультуре, спортивных праздниках и досугах, развлечениях. В этих играх как нельзя лучше проявляется русская удаль, характер нашего народа, воля и стремление к победе.
Цель: развитие интереса к народным играм; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Это такие игры как: «Городки», «Лапта», «Перетягивание каната» и др.

Асейчас я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Русские народные игры». Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе.
– Какие атрибуты используются в русских народных играх?

(палочка, платочек, мяч, игрушка)
– Главная роль в народной игре?

(водящий)
– Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
– Для чего нужна считалка в игре?

(чтобы выбрать водящего)
– Где используются русские народные игры?

(в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
– Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
– Откуда берётся речевой материал для народных игр?

(из народного фольклора)
– Что является сигналом к действию в народной игре?

(слово)

Мой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово и тем самым оценить мою работу.

Мы сегодня не устали,
Потому что .. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы.. (узнали).

Будем мы с детьми играть

Игры народные … (не забывать)

Какие народные игры вам понравились больше всего? Назовите, передавая палочку.

Участники называют.

«Баба снежная»,
«Царь – государь»,
«Гусек»,

«Золотые ворота»,
«Перетягивание каната».

В конце педагог называет и ту игру, которую не назвали, указывая, что дети любят играть в эту игру.

Используемая литература:

  1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2008.
  2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов мира. – М.; Просвещение, 1988.
  3. М. Ф. Литвинова Русские народные подвижные игры. – М; Просвещение, 1986.
  4. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Н. Н. Кондратьева «Мы», Программа экологического образования детей. – СПб: М 94 «Детство-Пресс», 2006.
  6. Собиратели – работники культуры Белгородчины. Записи коренных жителей сел Белгородчины. – 1994-1995.ОК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь